Найти тему

События осени 1917 года в Царском Селе глазами американского журналиста, а также уникальные воспоминания бойца Красной гвардии

Осенью 1917 года, в окрестностях Царского Села, произошли события, связанные с выступлением премьер-министра Временного правительства А.Ф. Керенского и генерала П.Н. Краснова. Это был поход казачьих частей на Петроград с целью подавления Октябрьского вооруженного восстания. Выступившие в 2 часа ночи 28 октября (10 ноября н. ст.) 1917 г. из Гатчины войска Краснова уже вечером того же дня заняли Царское Село, выйдя на ближайшие подступы к столице.

Керенский А. Ф. Министр-председатель Временного правительства.
Керенский А. Ф. Министр-председатель Временного правительства.

Оборону Петрограда возглавил большевистский Петроградский ВРК. 27 октября (9 ноября) ВРК отдает приказ о боевой готовности Петроградского гарнизона, к Красному Селу и Пулкову были выдвинуты революционные полки, отряды балтийских моряков и Красной Гвардии.

Бойцы Красной гвардии
Бойцы Красной гвардии

Приведем любопытные воспоминания участников этих событий с обеих сторон.

Вечером 28 октября в Царское Село приехал американский журналист Джон Рид.

Пропуск журналиста Джона Рида подписанный Ф. Дзержинским
Пропуск журналиста Джона Рида подписанный Ф. Дзержинским

«В Царском Селе на станции было всё спокойно, но там и сям виднелись кучки солдат, тихо перешептывавшихся между собой и беспокойно поглядывавших на пустынную дорогу, ведущую в Гатчину. Я спрашивал их, за кого они. «Что ж, - сказал мне один солдат, - ведь мы дела не знаем… Конечно, Керенский провокатор, но, думается нам, нехорошо русским людям стрелять в русских людей». «А казаки сейчас здесь?» Он мрачно кивнул головой. «Здесь был бой. Казаки пришли рано утром. Они взяли в плен двести-триста человек наших и человек двадцать пять убили…».

Мы пообедали в станционном буфете, пообедали прекрасно, гораздо дешевле и лучше, чем в Петрограде. По соседству с нами сидел французский офицер… «Ах, эти русские! – восклицал он. - Что за оригиналы!.. Хороша гражданская война! Всё, что угодно, только не дерутся…»

Мы пошли по улицам. Редкие фонари давали мало света, прохожих почти не было. Над городом нависло угрожающее молчание, нечто вроде чистилища между раем и адом, политически ничейная земля. Только парикмахерские были ярко освещены и набиты посетителями да у бани стояла очередь: дело было в субботу вечером, когда вся Россия моется и чистится…

Чем ближе мы подходили к дворцовому парку, тем пустыннее становились улицы. Перепуганный священник показал нам, где помещается Совет, и торопливо скрылся. Совет находился во флигеле одного из великокняжеских дворцов, напротив парка. Двери были заперты, в окнах темно…

Мы направились к императорскому дворцу. Вдруг, разглядывая смешного металлического лебедя, выплывавшего из искусственного грота, мы неожиданно заметили, что за нами следят…

«Кто вы такие?»

«Здешняя охрана», - ответил один из солдат…

«Вы за Керенского или за Советы?»

Воцарилось короткое молчание. Солдаты неуверенно переглядывались. «Мы нейтральные»,-ответили они наконец.

Мы прошли под аркой огромного Екатерининского дворца, вошли за ограду и спросили где штаб…

«Как же вы добрались сюда живыми? – вежливо спросил офицер. – Сейчас на улицах очень опасно. В Царском Селе кипят политические страсти… Керенский войдет в город к восьми часам…»

«И вы будете защищать от них город?»

«О нет, дорогой мой! – он усмехнулся - Мы держим город для Керенского…»

«Значит, вы за Керенского?» спросили мы.

«Ну, не совсем за Керенского (Полковник, видимо, колебался). Видите ли, большинство солдат нашего гарнизона большевики. Сегодня после боя они ушли в Петроград и увели артиллерию. Можно сказать, что ни один солдат за Керенского не встанет. Но многие из них вовсе не хотят драться. Что до офицеров, то почти все они уже перешли к Керенскому или просто ушли».

Митинг в Царском Селе
Митинг в Царском Селе

В это время в Петрограде шла организация обороны города.

Из воспоминаний бывшего начальника отряда Красной гвардии завода Нобеля Балашова Г.М.: «Числа 27 или 28-го октября по старому стилю, отдается приказ из Штаба Выборгского Района всем красногвардейцам завода Л.Нобель прибыть в полной боевой готовности и с патронами, и с санитарами к Штабу. Это было часов в 12 дня. Мы пришли, выстроились лицом к Штабу по Сампсониевскому проспекту. Выходит начальство, отдает приказание Начальнику заводской Красной Гвардии, обучающему унтер-офицеру, фамилии не помню. В красном кресте была тов. Ева и после работала на вышеуказанном заводе.

Приказ был таков: немедленно отправиться на Царскосельский вокзал и в Царское Село, в распоряжение Штаба Красной Гвардии (нас было тогда человек 120). Мы отправились, приходим на вокзал, просим поезд. Начальник станции не дает категорически и говорит: «идите и ищите на линии, на 5-й версте». Мы ходили, что дураки.

Тогда несколько товарищей отправились на вокзал и арестовали Начальника станции, остался за него помощник. Этот дал товарный состав, но нет машиниста. Нашелся один моряк – сошёл за машиниста. Отправились, было врем уже около 3-х часов.

Не доезжая нескольких верст до Царского, поезд наш остановили и сообщают: «Керенский Царское занял». Что делать? Нам сказали, что Штаб в Пулкове. Мы все вылезли из вагонов, построились , имелся красный крест с носилками. Нужно было найти Штаб. Меня, как старого солдата, назначают в разведку и ещё в помощь дают 4-х товарищей молоденьких (фамилий не знаю). Мы отправились, идём. Глядим, идут солдаты 1-го, 2 и 3 полка, шагают , как попало. Мы с винтовками, а патронташи парусиновые через плечо - полны патронов. Спрашиваем, где Пулково и где Штаб Красной Гвардии. Солдаты в недоумении смотрят, что такое - кто, в чем одет, кто в пальто, кто в пиджаке и с винтовками. Спрашивают: «а почто вам? Да мы и сами не знаем».

Попадаются 2 женщины, я их спросил, как пройти в Пулково, они сказали: «идите вот по этой дорожке полем и прямо пройдете» и мы были совершенно правильно направлены.

Приходим в Штаб. Начальник Штаба был хромой, я его фамилии не знаю (Штаб находился внизу, под горой, в доме). Я докладываю: прибыла Красная Гвардия из Петрограда завода Нобель Выборгского района в числе 120 человек с санитарами в Ваше распоряжение.

Начальник Штаба сильно обрадовался и спрашивает: «а где они?», я говорю, что стоят на линии железной дороги, в Царское не пускают. Он сказал, что хорошо седлано, Царское занято Керенским».

Продолжение следует...