В настоящее время на калининградском СЗ «Янтарь» идет формирование корпусов больших десантных кораблей, постройка которых будет вестись по скорректированным проектным нормам 11711 разработки Невского ПКБ. Новые БПК уже получили имена – «Владимир Андреев», а также «Василий Трушин», и предназначены для пополнения ТОФ.
Здесь стоит отметить, что два ранее построенных по первоначальным проектным требованиям 11711 аналогичных корабля, получившие названия «Иван Грен», а также «Петр Моргунов», уже несут службу в составе 121 БрДК Северного флота.
При водоизмещении более 6000 тонн, БДК пр.11711 способны проводить транспортировку 13 танков массой до 60 тонн каждый, или 36 БТР и БМП, или 30 единиц автомобильной техники, или 300 морских пехотинцев. При длине в 135 метров данные корабли имеют наибольшую ширину в 16,5 метров.
Чем будут отличаться модернизированные БПК пр.11711 от уже построенных, более-менее внятной информации нет, кроме того, что повысится до 8000 тонн водоизмещение, но по словам гендиректора «Янтаря» Ильи Самарина, новые корабли будут серьезно отличаться от предшественников, что потребовало корректировки графика их постройки.
Что любопытно, в ноябре прошлого года ряд отечественных СМИ опубликовал информацию, что БДК модернизированного проекта 11711 вполне могут применяться в виде минных заградителей. В принципе, такое вполне может быть – со времен СССР для всех БДК еще во время проектирования учитывалась возможность установки морских мин с помощью кормовой аппарели.
Стоит отметить, что минное оружие на сегодняшний день совсем не устарело, а мины, которые за историю своего развития значительно «поумнели», остаются смертельными врагами для кораблей практически любого типа и класса. Так что, все вполне логично – если актуальны сами мины, то не менее актуальны и корабли, способные их выставлять – минные заградители.
БДК пр.11711 достаточно крупные корабли, способные принять не одну сотню морских мин, которыми заблокировать не только какой-нибудь порт, выход из гавани или перекрыть пролив, но и попросту «закидать» ими определенный район моря.
Однако принять мины на борт и выставить их – это все же разные вещи в данном случае. К примеру, уже действующий БДК пр.1171 «Иван Грен» примет на борт несколько сотен морских мин и отправится их устанавливать, но куда?
При 16-узловой скорость корабль способен преодолеть порядка 3 500 миль, то есть 1 750 миль в одном направлении, если не учитывать возможность дозаправки в море. Кроме Великобритании на ум ничего больше не приходит – здесь действительно для БДК как минзага есть где разгуляться, но позволят ли ему это сделать?
Однозначный ответ – нет. Если не при выходе из Мурманска, то уже в норвежских водах «Иван Грен» будет обнаружен самолетами-разведчиками НАТО и крайне сомнительно, что российский БДК, уверенно идущий в сторону Ла-Манша не вызовет вопросов.
Кроме того, в боевых условиях БДК является отличной мишенью как для кораблей, так и для авиации – имеющиеся на корабле артустановка «Дуэт» и ПЗРК «Игла-В» вещи, конечно, эффективные, но только на ближних дистанциях.
В результате «Ивану Грену» потребуется достаточно серьезное прикрытие как от ударной авиации, боевых кораблей и субмарин, так и от самих же морских мин. В итоге на выполнение задачи по постановке мин пойдет уже не один БДК, а целое соединение – о какой-либо скрытности в этом случае речи идти уже не может.
Вообще, скрытная установка мин на большом удалении от баз – это дело для авиации и подводных лодок, более для этого подходящих. Мины, выпущенные с помощью торпедных аппаратов подлодки или сброшенные с самолета, в большинстве случаев могут стать большой неожиданностью для противника, чем «высыпанные» с борта БПК.