Здравствуй, читатель. Давно мы не разговаривали с тобой. В первую очередь хочу поблагодарить, что заглянул ко мне. Я не обещаю, что здесь будут умные мысли, или яркие шутки, или советы с практической пользой, но я очень постараюсь сделать так, чтобы здесь царили уют, тепло и тот самый непрерывный поток мыслей, который питает наш ум и позволяет ему воспарять над рутиной и обыденностью нашего бытия.
Этот текст будет не о чем-то конкретном. Я давно здесь не была, давно ничего не писала. Не потому, что не хотела. Знаете ведь, как оно бывает: так много мыслей вихрем кружатся в голове, так бесконечно много хочется сказать, так невыносимо сильно хочется чем-то поделиться, а слов не находится. Я, человек, стремящийся писать нечто, что мне хотелось бы называть художественными текстами, порой просто впадаю в ступор и не могу подобрать слов, чтобы выразить мысли, а могу лишь ощущать их поток у себя в голове, поток, который захлестывает подобно морской волне во время бури и сбивает с ног. Но затем этот хаотичный поток начинает приобретать более определенные формы и требовать, чтобы его выразили в конкретных словах. Ведь мысль, нашедшая форму в словах, становится как будто более существенной и реальной.
Я пиcала на Дзене в основном о литературе. Означает ли мое длительное отсутствие здесь, что я ничего не читала все это время или читала мало? Вовсе нет. Я читала и читала не так уж мало. Забавное явление, однако мне часто бывает труднее всего писать о том, что для меня особенно важно, значимо и прекрасно. Именно поэтому я все оттягиваю момент, когда я начну затрагивать глубоко и навсегда любимого мною Достоевского, его творчество. По той же причине я не написала ни одного отдельного текста по произведениям Джона Стейнбека, изучению творчества которого посвятила осенние месяцы ушедшего года. И да – Стейнбек занял твердую позицию в списке моих любимых писателей, занял место, очень близкое к Достоевскому, из одного этого можно сделать вывод, насколько дорого мне стало литературное наследие великого американского классика.
Кстати говоря, Стейнбек – единственный писатель, у которого я прочитала почти все книги. Даже у Федора Михайловича я прочитала лишь около половины (или даже меньше) произведений.
Но все же речь в этом тексте не про конкретные книги и не только про книги. Про них я, если вновь не начну оттягивать момент (да, я часто бываю очень медлительна, надо бы это исправлять), напишу в другом тексте. А сейчас я бы хотела поразмыслить о том, как же сильно на нас влияет искусство. На меня, по крайней мере.
Я считаю прекрасными все виды искусства. Однако наиболее мне близки кино, музыка и литература (в высочайшей степени).
Для меня поразительно, в какой степени произведения искусства могут влиять на наше восприятие, на наши ощущения, насколько сильно они могут взволновать нас, смутить наш ум, заставить нас биться над вопросами, заданными миллионы и миллиарды раз, поднять в нас бурю эмоций и разбудить те части нашей души, о существовании которых мы и не подозревали.
Бывают произведения искусства, которые потрясают нас до глубины души. И не обязательно они для этого должны быть гениальными и великими. У каждого список таких произведений свой уникальный, ведь каждый из нас уникален и неповторим, неповторимо и то, что находит отклик в наших сердцах и умах.
Я хочу сказать несколько слов о конкретных произведениях искусства, с которыми я познакомилась относительно недавно, и которые произвели на меня глубокое, неизгладимое впечатление.
Начну я со страшного, жуткого, но несомненно заслуживающего внимание фильма – «Реквием по мечте». Вероятно, многие смотрели его, а если и не смотрели – слышали о нем. Этот фильм познакомил меня с игрой Джареда Лето, которую я нашла просто восхитительной. Рассказывает эта история о нескольких наркоманах, мечтающих выбраться из вязкого болота, в которое они угодили, и зажить нормальной жизнью. Фильм снят натуралистично, во многих местах – грубо, но в этом, на мой взгляд, его сила. Он демонстрирует: вот, глядите, какое дно, какая грязь, какая неприкрытая нагота уродливой человеческой души, губящей себя страшным пороком наркомании. История эта вся пропитана трагизмом и безысходностью: персонажи пытаются увидеть свет, но лишь еще глубже погружаются во тьму. Это очень страшно, но в то же время логично – ведь они не делают ничего, чтобы выправить, починить свои сломанные, исковерканные жизни. Точнее сказать, они делают, но вовсе не тем путем, каким следовало бы. Они думают: вот, нашелся путь к новой жизни, да, он такой же темный, такой же страшный, но ведь можно и потерпеть в последний раз, ведь потом будет хорошо! Но хорошо быть может лишь тогда, когда человек пытается меняться на корню, когда он, как безжалостный, но в то же время мудрый хирург вырывает из себя все те сгнившие куски, которые отравляют все его существо. А персонажи остаются прежними, они не пытаются меняться, не пытаются отречься от пагубной страсти и встать на верный путь исцеления – они лишь убеждают себя в том, что еще разок можно, чтобы потом, когда станет лучше, навсегда отказаться. Но лучше не станет, потому что с каждым разом болото затягивает все сильнее, а сил к борьбе остается все меньше. И отказаться от того, что заставляет тебя гнить, необходимо как можно быстрее, потому что потом может оказаться поздно.
Следующий фильм произвел на меня еще более сильное впечатление, потому что он о том, что мне близко – о муках творчества, которые испытывает писатель. Фильм – потрясающий, великолепный. Называется он – очень символично – «Слова». И да, это очень важный символ, который проходит красной нитью по всему сюжету. Слова – какое же это простое, обыденное явление, но насколько сильно слова могут менять мир. Поразительно, как такое простое явление может обладать созидающей и разрушающей силой. Именно слова, как считает один из героев, сломали ему жизнь, потому что они оказались для него в свое время важнее, чем любимая женщина. Именно слова принесли беду в жизнь главного героя, потому что жажда стать признанным писателем толкнула его на бесчестный поступок, повлекший за собой необратимые последствия. В отношениях героя с супругой начался разлад, а в душе его поселилось стойкое, ничем не унимаемое страдание от осознания своей вины.
Этот фильм слишком много значит для меня, чтобы я написала о нем лишь один абзац. Потому на этом свой отзыв о «Словах» завершу и посвящу фильму отдельную статью.
Также мне хотелось бы поделиться с вами своим восторгом от творчества немецкой группы «Santiano», чьи песни сочетают в себе разные народные жанры. Не так давно вышел их новый альбом – «Wenn die Kälte kommt». Сомневаюсь, что среди читающих окажутся любители этой группы, к сожалению, они не пользуются большой популярностью в России. Но поделиться своим восторгом я все же поделюсь. :)
Начиная со старших классов, я слушала по большей части лишь отечественный рок, исключений мало, и они редки. Почти все, что я слушаю – Оргия праведников, Ария, Кипелов, Маврин – довольно тяжело и мрачно по своей идейно-содержательной части. Несправедливость, война, смерть, одиночество – подобные темы пронизывают большую часть творчества тех групп, которые я слушаю.
Одни люди любят смотреть/слушать/читать лишь позитивное и оптимистичное, другим больше нравится мрачное по своему содержанию искусство. Первые зачастую не могут понять последних. В жизни и так хватает страданий, к чему еще и в искусстве их наблюдать? – главный аргумент первых против последних. Я думаю так: в том-то и дело, что в жизни (в целом в жизни всего человечества) много страданий, а по мне – искусство должно быть отражением реальной жизни.
Возвращаясь к «Santiano». Я не слушала все их песни и переводы тоже читала не все, но, исходя из того, что слушала, могу сказать следующее – мне творчество этой группы видится полным душевного тепла, света и легкости, какого-то воздушного восторга. У них тоже есть эмоционально тяжелые и грустные песни, но, невзирая на это, их творчество воздействует на меня, как… как бы это сказать… знаете, будто пушистое облако спускается ко мне и обволакивает со всех сторон. :) У меня как-то возникла мысль, что от некоторых песен «Santiano» мне хочется летать, и я действительно так чувствую. В общем, эта немецкая группа невыносимо восхитительна. И именно благодаря ей во мне появилось добровольное и осознанное – впервые в жизни! – желание учить немецкий язык. А еще посетить Германию, да, но это пока слишком эфемерная мечта, чтобы много о ней болтать. Также отчасти благодаря «Santiano» во мне пробудилась тяга к морю, жажда его увидеть и ощутить – не на пляже загорать, нет, а увидеть море, как стихию – величественную и необузданную.
Ниже прикрепляю одну из самых потрясающих песен группы – только вот от нее не летать хочется, а плакать – и от восторга, что люди создали такую удивительную вещь, и от осознания того, каким чувством безысходности и в то же время отчаянной надежды пропитаны великолепные строки песни.
Далее о книгах… Ох. Сейчас мне нужно что-то написать о Джоне Стейнбеке, ведь в основном в последнее время я читала его. Мне тяжело подобрать слова, чтобы описать свои впечатления от творчества автора, потому что его творчество стало для меня чем-то большим, чем просто литература. Говоря об этом писателе, я не имею права ограничиваться несколькими строками, поэтому о нем также будут отдельные статьи, только не знаю, когда соберу свои мысли в одну кучу и вылью их в форму текста.
Помимо Стейнбека я пыталась читать «Волкодава» Марии Семеновой. Есть моменты, которые мне понравились в ее книгах, слог автора тоже понравился, но в целом интереса большого не возникло. Это потому, что в последнее время я все больше тяготею к классике, а фэнтези – некогда любимый жанр – начинает отходить на второй план.
То же самое могу сказать о Сергее Лукъяненко. Мне понравилось, как он пишет – и увлекательно, и по стилю красиво. Но в очередной раз я убедилась, что фантастика – не мое. Зато «Мальчик и Тьма» - очень даже занятная штука оказалась для меня. Несколько содержательных моментов вызвало вопросы, но не буду останавливаться на этом подробно.
Прочитала две повести Валентина Распутина – «Последний срок» и «Живи и помни». Взяла я его книгу в библиотеке, где работает прекрасная женщина. Она уже узнает меня, когда прихожу за очередной книгой. :) Эта женщина предупредила меня, что Распутина читать тяжело эмоционально. Я ответила, что люблю Достоевского, и маловероятно, что кто-то может писать более трагично, чем он. Библиотекарь ответила, что в этом смысле Распутин – достойный продолжатель дела Достоевского. Что ж, я убедилась опытным путем, что произведения автора действительно наполнены трагизмом. Да, они выворачивают душу наизнанку, когда читаешь про все эти тяготы простых людей, живших во время и после войны, когда читаешь про отчаяние старухи, лишенной надежды в последний раз перед смертью увидеть лицо одного из своих детей. Мне было очень грустно читать повести Распутина, я оценила их литературную ценность и идеи, заложенные в них, но той влюбленности, которая у меня возникла к Достоевскому, к Распутину во мне не зародилось.
Это и не удивительно. Если память верно мне подсказывает, Оскар Уайльд писал, что искусство – не отражение жизни, а отражение того, кто его творит. С первой частью утверждения я не согласна, однако оно вовсе не исключает вторую часть мысли писателя, которую я вполне разделяю. И исходя из этого, можно сказать, что каким бы великим и прекрасным ни было творение писателя (или художника/музыканта, не важно), оно не отзовется в наших душах знакомым эхом, если чуждо нам. То же творение, которое для нас близкое, родное, волнующее – такое творение пробудит в наших сердцах тепло даже в том случае, если многие считают его посредственным. Мы начинаем любить произведение искусства тогда, когда оно, отражая своего творца, отражает частично и нас самих.
На этом я завершу свой поток мыслей, дорогой читатель. Спасибо, что ты здесь и что ты читаешь меня! Тепла в душе и светлого настроения!