Найти тему
Форум перемен

Проект "Китеж"

Статья с сайта проекта Форум перемен.

Что такое проект Форум перемен - можно посмотреть здесь.

********************************

Представьте, что мы построили город, в котором от любого жилого дома до остановки лёгкого метро или до лесопарка максимум 10 минут пешком, в котором машины едут со скоростью 150 км/ч, не мешая жителям ревом моторов, в котором не бывает пробок, у каждого дома подземная парковка и проблемы с парковками нет нигде, в котором дома практически вечные, но по цене обычного монолит-кирпича. Попутно окончательно решили проблему кавказского сепаратизма, внедрили инструменты долгосрочного кредитования, независимые от размеров инфляции, и воплотили в жизнь давнюю мечту коммунистов о слиянии города и деревни. Не можете представить? Понятное дело, ведь это же Китеж!

Начнем издалека, чтобы все было понятно. Допустим, мы построили эффективную экономику. Приток валюты в страну (грубо говоря – экспорт, т.е. доходы от экспорта, иностранные инвестиции и т.д.) составляет 300 млрд дол в год. Отток валюты из страны (грубо говоря – импорт, т.е. расходы на импорт, платежи по долгам и т.д.) – 50 млрд дол в год. Если при таких условиях половина валюты будет направлена на российскую валютную биржу, то предложение превысит спрос втрое, т.е. доллар, образно говоря, будет стоить копейки и импортные товары будут дешевле отечественных независимо ни от чего. В итоге российская промышленность загнется, включая самые современные предприятия иностранных инвесторов.

Центробанк, не давая рублю чрезмерно укрепиться, скупает валюту и "стерилизует" ее, т.к. иначе мы получим вышеописанные последствия. Но  ведь эти деньги можно потратить на внешнем рынке: силами иностранных специалистов (и руками недорогих гастарбайтеров) построить города, дороги, нефтехимические и станкостроительные заводы, молочные и племенные фермы, отремонтировать теплотрассы и т.п. Закупить иностранную дорожную технику (желательно при условии строительства в будущем завода в России по производству этой техники), племенных животных и т.п.

Значит ли это, что иностранцы отнимут работу у россиян? Нет, поскольку Россия столь велика и не обустроена, что работы хватит и всем россиянам, и десяткам миллионов иностранцев на десятилетия. К тому же иностранцы будут создавать блага именно для россиян. Посмотрите на нефтедобывающие страны Персидского залива: уровень жизни не чета нашему, а местных на стройке зачастую не найдешь. Разумеется, управление потоками иностранной трудовой миграции необходимо: мониторинг, квотирование, при необходимости - визовый режим, налог на иностранную рабочую силу.

Конечно, возникает вопрос, а кому будет принадлежать вновь созданная на государственные деньги промышленность? Ответ – государству. На мой взгляд, госсобственность может управляться вполне эффективно, о чем говорит опыт многочисленных госкомпаний на Западе. В МВФ отмечают, что если средний показатель прибыльности частных компаний ожидаемо выше, то в странах с низким уровнем коррупции госкомпании приближаются к ним или даже обгоняют их, что отражается в большей мере на производительности труда и на расходах на персонал, а не на прибыли.

На мой взгляд, госпредприятия могут управляться, как минимум, не хуже частных (см.: Новая кадровая политика). В крайнем случае, госсобственность можно приватизировать, т.е. продать за реальные деньги.

Конечно, надо создавать инвестиционный климат, условия для предпринимательства, но пока эти условия создадутся, пока бизнес в это поверит, пройдут годы, а может, и десятилетия. Столько времени мы ждать не можем, ибо время углеводородов скоро закончится (материалов на эту тему в интернете навалом). За несколько лет мы проедим резервы и положим зубы на полку. Если не использовать валютные резервы для модернизации промышленности в ближайшем будущем, то эти деньги будут бездарно профуканы.

Теперь переходим непосредственно к проекту «Китеж».
Вряд ли имеет смысл говорить о важности жилищной проблемы. Если раздать деньги на льготных условиях, то дело кончится только резким ростом цен на жилье. Т.е. надо увеличивать предложение на рынке – строить жилье. Свободных рук в стране много (об этом ниже). Деньги тоже есть. Можно, конечно, понатыкать новые дома в наших крупных городах, страдающих от пробок, от отсутствия парковок около дома, работы, магазина, от недостатка парков и т.д. А можно начать новый этап освоения Сибири и забабахать на юге Сибири мегаполис, город будущего,  превосходящий по комфорту все наши города.

Понятно, что надо будет создавать рабочие места в новом мегаполисе. Но если мы будем строить город на 5-8 миллионов жителей (3-4 млн рабочих мест, остальные – дети, студенты, пенсионеры), то государству надо будет создать несколько сотен тысяч рабочих мест в промышленности, остальное (торговля, банки, туриндустрия, автосервис и проч.) сделает бизнес.

Часть жилья можно построить за счет спонсоров: найдутся люди, которые захотят увековечить добрую память о себе на стенах "вечного города". Для спонсоров следует создать фонд "Китеж".

Как правило, квартиры в новом городе должны передаваться в собственность на условиях социального (беспроцентного кредита). Для этого мы вводим официальную условную единицу – червонец, который равен 100 руб, умноженным на коэффициент инфляции (или дефляции) с момента, установленного законом. Таким образом, если квартира стоит 20000 червонцев, то человек (или его наследники) должны возвратить государству в течение 20-50 лет сумму, эквивалентную 20000 червонцам, плюс оплата банковских расчетных операций (за перечисление денег). Без процентов, поскольку это – социальный, а не коммерческий проект. Возвращаемые деньги можно направлять на следующие проекты.

Понятно, что в деревне в принципе невозможно создать такой же уровень комфорта, как в мегаполисе (ничего против деревни не имею: хотите – живите). Я провожу лето в 10-тысячной станице и то приходится ездить в поликлинику в райцентре. Этот список неудобств можно продолжать долго. А вот если люди будут жить в городе и работать в красивых, светлых фермах и на полях вахтовым методом, то мы реализуем давнюю мечту коммунистов – слияние города и деревни:))). Естественно, на новой ферме смогут работать не только горожане, но и жители деревень в радиусе 100-200 км. Если кто-то не пробовал работать вахтовым методом, то по своему многолетнему опыту в сейсморазведке на северах скажу: абсолютное большинство людей после вахты работать на пятидневке не хочет.

Может возникнуть резонный вопрос: как тракторист будет работать вахтой, если у него работа сезонная? В России много не только летне-сезонной, но и зимне-сезонной работы. Зимой работает вся сейсморазведка на севере Сибири (чтобы болота промерзли). Зимой повсюду нужны механизаторы для очистки дорог от снега и льда. Надо только все это скоординировать.

Где взять рабочие руки в России для строительства нового мегаполиса? Прежде всего – на Северном Кавказе, где особенно велика безработица. Если 20-40-летние люди получат хорошо оплачиваемую работу, квартиры в комфортном южно-сибирском мегаполисе, то проблема сепаратизма на Кавказе рассосется сама собой. Разумеется, работа и жилье должны предоставляться людям и из других краев, областей и республик России.

Второй источник рабочих рук – ФСИН. Зачем содержать неработающих заключенных? В целях социальной реабилитации людей после отбывания срока, а также в целях создания в коллективах здорового, рабочего морально-психологического климата необходимо разрешить до половины личного состава строительных (а также дорожно- и мосто-строительных) отрядов формировать из числа бывших заключенных, получивших хорошую квалификацию (рабочие, мастера, прорабы, геодезисты и т.п.). Бывших заключенных надо также обеспечить жильем (которое они и строили). При этом в стройотрядах необходимо сделать все для дистанционного обучения (повышения квалификации) по рабочим, инженерно-техническим и др. специальностям. В век мобильного интернета это не сложно. Для первоначального обучения необходимо создать несколько десятков центров с полигонами, которые в дальнейшем можно использовать для получения рабочих специальностей и повышения квалификации всеми желающими. Сегодня тем же сварщикам или станочникам повысить квалификацию зачастую просто негде. Разумеется, для заключённых необходимо создать человеческие условия для работы и проживания (сборно-разборные общежития с двухместными комнатами), поставить руководителем проекта "Китеж" от ФСИНа гражданского менеджера.

Третий источник – МЧС, армия и внутренние войска (росгвардия). Никто не спорит, что на случай стихийных бедствий (тьфу, тьфу, тьфу) для спасения людей и имущества, восстановления жилья и инфраструктуры необходимы подразделения МЧС, которые можно мобилизовать за пару часов и по первому приказу перебросить. Но когда нет масштабных стихийных бедствий, что должны делать эти десятки тысяч человек? Полагаю, было бы правильным после первоначального обучения направлять МЧС-ников в резервные части, которые 2 недели в 3 (1, 2) года проходят переподготовку (в вахтовом режиме), а остальное время заняты в строительстве. В случае необходимости стройку несложно приостановить. Разумеется, речь не идет о пожарных и др. частях, находящихся «на боевом дежурстве». Аналогичные рассуждения справедливы для контрактников внутренних войск, контрактников инженерно-строительных, железно-дорожных и некоторых других частей минобороны.

Когда я первый раз приехал в Зеленоград, мне очень понравилось, что микрорайоны встроены в лесопарк (лесопарк – это лес, очищенный от сухостоя, бурелома, густого подлеска с кое-где проложенными асфальтовыми или гравийными дорожками). Вышел из дома, прошел 100 метров, надел лыжи и вперед. Красота! Потом я видел много городов, но второго Зеленограда так и не встретил. Сегодня новые зеленоградские микрорайоны не отличаются от любой новостройки Москвы, но старый Зеленоград еще остался.

Микрорайон Китежа – это квадрат со стороной 4-5 км, по границам которого проходят скоростные трассы. В квадрат вписана зона застройки – круг диаметром 2,5-3 км. То, что за пределами круга – лесопарк. 2,5-3 км потому, что при такой планировке от любого дома до остановки легкого (наземного) метро или до леса максимум 10 минут быстрым шагом. Микрорайон пересекается крест-накрест автомобильной дорогой и легким наземным метро (поезда на магнитной подвеске или обычные с колесами, "обутыми" в резину). Таким образом, выехав из дома, вы через пару минут будете на скоростной трассе по периметру квадрата. При такой планировке развязки будут через каждые 2-2,5 км, т.е. световые табло или навигатор заранее предупредят о затруднении движения (авария, ремонт) и вы всегда сможете объехать проблемный участок.

Если обклеить снаружи фундамент, цоколь, стены и крышу жилого дома листами пеноплекса, то внешнюю стену можно сделать тонкой и из недорого блока. Дом получится, во-первых, теплым, во-вторых – практически вечным, т.к. несущие конструкции не подвергаются воздействию замораживания, влаги и ветра. Себестоимость практически такая же, как у обычного монолит-кирпича.

Естественно, внутренние перегородки должны быть ненесущими, чтобы перепланировка не составила проблем.

Промышленность вынесена в микрорайоны за жилой зоной города и соединена со спальными районами скоростными, обычными трассами и легким метро.

Для спонсоров, пожелавших оставить свои имена на стенах "вечного города", создать фонд "Китеж".

При выборе иностранных подрядчиков, предпочтение отдавать фирмам из стран, не участвующих в антироссийской санкционной кампании.

-2

Сегодня становятся нормой эко-переходы для животных. В нашем случае эко-переходы между лесными зонами микрорайонов будут полезны и любителям лесных прогулок.

ТЗ для проектировщиков

- Такси, каршеринг и т.п. только электромобили.
- Ширина тротуаров и пешеходных дорожек должна соответствовать размерам самоходной малогабаритной снегоуборочной техники.
- Подземная парковка для каждого дома.
- Два грузовых лифта с поэтажной индикацией и единой системой управления на каждый подъезд.
- Первые этажи под офисы, магазины и т.п. с общедоступными туалетами (прописывается в договоре аренды).
- Обратка на горячую (в некоторых городах этого нет).
- Принудительная вытяжка в квартирных туалетах.
- Типовые квартирные кондиционеры (возможно, оконные).
- Кухонные электроплиты.