Почему в сознании многих Крымский полуостров ассоциируется с организацией содержательного отдыха для приезжающих гостей? И по большей части это южный берег. Но есть в Крыму места, тихие села, расположенные в живописных просторах, которые тоже достойны посещения. Пусть не целого отпуска, то хотя бы короткой экскурсии. В этих небольших не курортных крымских поселках можно встретить все, что практически невозможно найти на курортах – свежий воздух, тишина, красивые пейзажи и самое, наверное главное, отсутствие тишины.
Завораживающее зрелище. Ранней весной предстают горы в полном в своем величии. Летом украшает зелень листвы. А красавица осень способна собой украсить все вокруг. Вот зимой не доводилось побывать.
О селе Грушевка, что притаилась в 25 км от Судака, расскажу в последующих статьях. А сегодня мое повествование о трассе Грушевка-Судак.
Грушевка — Судак — автомобильная дорога Крыма. Трасса регионального значения и проходит на юго-востоке полуострова. Ее протяженность составляет чуть более 20 км. Также, по пути приходиться проехать через Грушевский перевал. Он не самый высокий в Крыму, но в зимний период привлекает внимание сотрудников МЧС.
Сама дорога Грушевка-Судак начинается от трассы Симферополь — Феодосия. Эта живописная автотрасса большей частью проходит по горно-лесной местности. Ее путь пересекает Главную гряду Крымских гор, извилистыми поворотами поднимается по долине реки Салы, достигает перевала Тат-Кара в селе Переваловка и спускается к морю долиной реки Судак. Ее отличие в том, что здесь большое количество закрытых поворотов. Конечный пункт дороги - окраина Судака. Затем она как бы вливается в шоссе Алушта — Феодосия.
Первое упоминание дороги можно отнести ко времени, когда Екатерина II совершала свое путешествие по Крыму. В те времена дорога имела дурную славу из-за постоянных размывов и пересеченной местности. Тогда предполагалось, что Екатерина II посетит Судак. В 1786 году дорогу начали благоустраивать, но это оказалось весьма сложно. Маршрут пришлось изменить и императрица со свитой поехала в Феодосию. Описание этой местности можно встретить в труде Петра Симона Палласа «Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства в 1793—1794 годах»:
«Немного далее достигают деревни Эльбузлы; у ручья, там протекающего, и вблизи хороших источников, кроме татарской деревни, находятся ещё и русские поселения, устроенные с большими издержками владельцем поместья адмиралом Мордвиновым».
Если судить по картам, которые сохранились, то основная дорога тогда проходила иначе, а от нынешней Грушевки пролегал лишь лесной просёлок. Но уже на карте 1842 года дорога Салы — Судак обозначена, как единственная.
В XIX столетии дорога обладала статусом почтовой. Постовые станции находились в деревне Эльбузлы и Судаке. В 1880-х годах уже было запланировано строительство шоссе от Салы до Судака.
Шоссе, по которому мы все сейчас проезжаем, было проложено в начале XX века. В начале 1970-х годов на всем его протяжении ширина полотна была значительно увеличена, ликвидирована часть поворотов, но все равно их достаточно много.
Живописных дорог в Крыму достаточно много. Следите за публикациями на моем канале, узнаете много интересного.
#трасса грушевка-судак #грушевский перевал #автомобильные поездки по Крыму #интересные факты о Крыме