Найти тему

Тихая дорога из Грушевки в Судак

Почему в сознании многих Крымский полуостров ассоциируется с организацией содержательного отдыха для приезжающих гостей? И по большей части это южный берег. Но есть в Крыму места, тихие села, расположенные в живописных просторах, которые тоже достойны посещения. Пусть не целого отпуска, то хотя бы короткой экскурсии. В этих небольших не курортных крымских поселках можно встретить все, что практически невозможно найти на курортах – свежий воздух, тишина, красивые пейзажи и самое, наверное главное, отсутствие тишины.

Завораживающее зрелище. Ранней весной предстают горы в полном в своем величии. Летом украшает зелень листвы. А красавица осень способна собой украсить все вокруг. Вот зимой не доводилось побывать.

О селе Грушевка, что притаилась в 25 км от Судака, расскажу в последующих статьях. А сегодня мое повествование о трассе Грушевка-Судак.

Грушевка — Судак — автомобильная дорога Крыма. Трасса регионального значения и проходит на юго-востоке полуострова. Ее протяженность составляет чуть более 20 км. Также, по пути приходиться проехать через Грушевский перевал. Он не самый высокий в Крыму, но в зимний период привлекает внимание сотрудников МЧС.

Трасса Грушевка-Судак
Трасса Грушевка-Судак

Сама дорога Грушевка-Судак начинается от трассы Симферополь — Феодосия. Эта живописная автотрасса большей частью проходит по горно-лесной местности. Ее путь пересекает Главную гряду Крымских гор, извилистыми поворотами поднимается по долине реки Салы, достигает перевала Тат-Кара в селе Переваловка и спускается к морю долиной реки Судак. Ее отличие в том, что здесь большое количество закрытых поворотов. Конечный пункт дороги - окраина Судака. Затем она как бы вливается в шоссе Алушта — Феодосия.

Первое упоминание дороги можно отнести ко времени, когда Екатерина II совершала свое путешествие по Крыму. В те времена дорога имела дурную славу из-за постоянных размывов и пересеченной местности. Тогда предполагалось, что Екатерина II посетит Судак. В 1786 году дорогу начали благоустраивать, но это оказалось весьма сложно. Маршрут пришлось изменить и императрица со свитой поехала в Феодосию. Описание этой местности можно встретить в труде Петра Симона Палласа «Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства в 1793—1794 годах»:

«Немного далее достигают деревни Эльбузлы; у ручья, там протекающего, и вблизи хороших источников, кроме татарской деревни, находятся ещё и русские поселения, устроенные с большими издержками владельцем поместья адмиралом Мордвиновым».

Если судить по картам, которые сохранились, то основная дорога тогда проходила иначе, а от нынешней Грушевки пролегал лишь лесной просёлок. Но уже на карте 1842 года дорога Салы — Судак обозначена, как единственная.

На горизонте морюшко. Вид с дороги, ведущей из Грушевки в Судак
На горизонте морюшко. Вид с дороги, ведущей из Грушевки в Судак

В XIX столетии дорога обладала статусом почтовой. Постовые станции находились в деревне Эльбузлы и Судаке. В 1880-х годах уже было запланировано строительство шоссе от Салы до Судака.

Шоссе, по которому мы все сейчас проезжаем, было проложено в начале XX века. В начале 1970-х годов на всем его протяжении ширина полотна была значительно увеличена, ликвидирована часть поворотов, но все равно их достаточно много.

Ловлю теплые лучики мартовского солнца
Ловлю теплые лучики мартовского солнца

Живописных дорог в Крыму достаточно много. Следите за публикациями на моем канале, узнаете много интересного.

#трасса грушевка-судак #грушевский перевал #автомобильные поездки по Крыму #интересные факты о Крыме