Отрицательным героем Глеба Жеглова я стал считать после прочтения «Эры милосердия». Вовсе, кстати, не из-за Кирпича и «его» кошелька – этот эпизод для меня вообще никогда не был дилеммой – здесь Жеглов прав и точка. Возможно, я так считаю, потому что еще до братьев Вайнеров прочитал рассказы Варлама Шаламова – о «блатных».
Кирпичу все равно сидеть до скончания веку с перерывами, если «свои» не оборвут его путь, так что какая ему "теперь" разница – раньше сядет, раньше выйдет. Тех, кого считает такой подход циничным и неправильным, советую еще раз прочитать «Колымские рассказы», надеюсь их читали многие. Для лучшего понимания того, кто на самом деле циничен.
Гораздо больше меня беспокоит другое. Глеб Егорыч опасен для мирных, ни в чем не повинных граждан (Груздев) и … собственных коллег. Последних он загоняет на тот свет прежде времени, своей нахрапистостью, непродуманностью, торопливостью и странным непрофессионализмом. И при этом благодаря харизме и личной удаче умудряется оставаться, как будто ни при чем. Первый провал – Вася Векшин, и Глеб Егорыч свалил все на Васю. А воры не Васю раскололи, они Жнеглова раскололи – план был обречен с самого начала. Второй провал – Марьина роща, не слишком ли много теряет Жеглов вверенных ему людей, почему так получается и почему с него никто «не спрашивает»?
После провала засады у Веры Моториной, Жеглова в глазах руководства спасли две вещи – вопиющая трусость Соловьева и то, что Фокс оставил последнего в живых. Трусость Соловьева перекрывает ошибку Жеглова. Если бы Соловьев рванул вперед, или вне зависимости от его поведения, Фокс и его бы пристрелил, как минимум, московскую карьеру Жеглова можно было бы считать законченной. В провинции тоже есть бандиты, а еще в провинции есть хорошие оперативники, которых можно и в Москву перевести на усиление, вместо тех, кто допускает массу ошибок, и из-за которых гибнут боевые товарищи.
Итак, у нас два Жеглова – один в фильме и один в книге, в Владимир Высоцкий частично снижает «отрицательную стоимость» персонажа, но где-то вызывает и лишние вопросы. Так что разобрать стоит параллельно обоих, все-таки разных персонажей. В чем был смысл засады в Марьиной роще, и что было известно оперативникам?
Задача - задержать Фокса, а известно – его приметы. Как в книге, так и в «Место встречи…». Итак, во-первых, Жеглов опять недооценил противника, как и в случае с Васей Векшиным, он действовал «на авось». Он поставил «слабую» группу – Топорков надежен морально, но по-видимому, не слишком опытен, Соловьев – ни рыба, ни мясо, ему только на подхвате быть, а не в засаде сидеть, начальник должен понимать с кем он работает. Но у Жеглова с Шараповым есть все приметы Фокса, и вот вопрос – а доведены ли эти приметы до Топоркова и Соловьева, проинструктированы ли они должным образом?
Какого дьявола опера спрашивают у вошедшего документы? Их, что поставили на проверку документов?
«я ему и говорю: "Предъявите документы!" Топорков к нему со спины подошел, он оглянулся и, гад такой, засмеялся еще: "Пожалуйста, дорогие товарищи, проверьте, у меня документы в порядке" - и полез во внутренний карман пальто.»
Это ведь даже не квартира Ирочки Соболевской, куда мог зайти и почтенный гражданин, это домик на отшибе, где только одни бандюги и шляются, не надежней ли сначала «руки в гору!», а уже потом документы искать самим?
«Моторина с удивлением взглянула на меня, неторопливо объяснила:
- Приличный человек, одет в военное, только без погон.»
Но и в фильме они также спрашивают документы. Но есть один «усугубляющий» факт. Вот что еще могло сбить оперов с толку в «Эре милосердия» - визитер был «в пальто». Соловьев не говорит «шинель», а вот уже в фильме насколько, я понимаю, видно, что вошедший в каком-то подобии военной формы. Сцены появления Фокса в Марьиной Роще в книге нет, и не ясно была ли на нем фуражка с красной звездой. Следовательно, оперативникам в «Место встречи…» уже должно было быть ясно, что «наш клиент», даже если это не Фокс. Что делать честному отставному вояке в таком месте? Ничего, и поэтому его в любом случае надо брать без лишних вопросов.
Если в «Эре милосердия» провал Жеглова еще как-то можно не оправдать, а хотя бы объяснить его возрастом – он работает пять лет, то как быть с персонажем Высоцкого? Сколько лет работает он? Выглядит на 40, то есть года 1905-1907 рождения. И чем же Жеглов из фильма занимался вторую половину 20-х и все 30-е?