К середине 2020-х годов Китай намерен иметь как минимум четыре авианосца, причем четвертый будет атомным. Работа над четвертым китайским авианосцем началась в 2021 году, когда Центральная военная комиссия Китая изучила предложение Китайской государственной судостроительной корпорации (CSSC) перевести корабль на ядерное топливо.
По сравнению со своими аналогами с обычными двигателями, атомные авианосцы могут оставаться в море гораздо дольше, нести в два раза больше авиационного топлива, на 30% больше вооружений и 300 000 кубических футов дополнительного пространства, которое в противном случае было бы занято воздухозаборниками выхлопных стволов. Ядерная энергия также имеет решающее значение для энергоемких авиационных катапульт, оружия, датчиков и бортовых компьютеров.
Китай также работает над ключевыми технологиями для своего атомного авианосца. В 2019 году China General Nuclear Power Group (CGN) объявила тендер на заключение контракта на строительство атомного судна в качестве экспериментальной платформы для испытаний морской ядерной силовой установки. В 2018 году Китай объявил о планах построить собственный атомный ледокол при техническом содействии России.
Китай также работает над электромагнитными системами запуска самолетов (EMALS), которые используют пиковые значения электричества для создания сильного электромагнитного поля при запуске самолетов. Сообщается, что так легче управлять запусками самолетов, и система способна запускать больше самолетов за более короткий период, чем обычные паровые катапульты.
Импульс для китайской программы по строительству атомных авианосцев был дан в 2018 году, когда CSSC объявил, что такой актив поможет Народно-освободительной армии-ВМС (НОАК-Н) реализовать свою стратегическую трансформацию и повысить боеготовность в открытом океане к 2025 году. В настоящее время в Китае эксплуатируются два авианосца с обычным двигателем: тип 001 «Ляонин», который был известен как бывший советский «Варяг» и введен в эксплуатацию в 2012 году, и полностью местного производства корабль тип 002 «Шаньдун», который был введен в эксплуатацию в 2017 году. Третий также обычный авианосец, тип 003, в настоящее время находится в стадии строительства и, вероятно, будет введен в эксплуатацию в 2024 году.
Гарвардский центр анализа утверждает, что растущая авианосная сила Китая, наряду с развитием других военных технологий, в частности анти-доступе (A2/AD) возможность, подняла возможность США проиграть ограниченную войну за Тайвань. В результате конфликта США могут быть вынуждены перейти от ограниченного конфликта из-за Тайваня к большой региональной войне. Согласно анализу, китайское нападение на Тайвань, скорее всего, увенчается успехом до того, как США смогут перебросить в этот район достаточно сил.
Даже если США удастся перебросить достаточно своих сил для помощи Тайваню, их будет недостаточно, чтобы повлиять на результат. Тем не менее, у Китая теперь есть возможности поставить авианосец как свершившийся факт в Тайваньском проливе до того, как США решат, как реагировать. Авианосный флот Китая может дополнить наземную истребительную авиацию в установлении превосходства в воздухе над Тайваньским проливом. Кроме того, эти авианосцы могут быть развернуты у восточного побережья Тайваня, что позволит наносить удары по оборонительным сооружениям Тайваня, расположенным на его гористом восточном фланге. Китайские авианосцы будут действовать под надежной защитой, применяя от тайваньских или американских атак ракеты-убийцы авианосцев DF-21D, и защищаясь истребителями, надводными военными кораблями и подводными лодками.
Защита Тайваня основана на стратегии дикобраза асимметричной обороны, направленной на затягивание потенциального конфликта до тех пор, пока не вмешаются Соединенные Штаты. Таким образом, Тайвань будет вроде бы надежно защищен противокорабельными ракетами, противотанковыми ракетами и средствами ПВО, чтобы продержаться достаточно долго до вмешательства США. Однако Тайвань не может надеяться продержаться бесконечно долго без помощи США. Следовательно, его оборонительная позиция основана на вмешательстве США, о котором США не говорят ясно из-за своей политики «стратегической двусмысленности» в отношении Тайваня, которая одновременно успокаивает Китай и побуждает Тайвань к более активным усилиям по укреплению собственной обороны.
Вопрос, стоящий перед Тайванем и США, заключается не в том, могут ли они сражаться вместе, а в том, как они могут это делать, несмотря на политические ограничения и растущую мощь Китая. Запуск четвертого авианосца с ядерной установкой еще больше склонит этот военный баланс в пользу Китая.
GABRIEL HONRADA