Система образования в каждой стране — своеобразная национальная гордость. Все-таки именно школа закладывает основу личности и базу знаний всех граждан государства, поэтому относиться попустительски к этому аспекту жизни просто нельзя. Только вот отношение к детям и учебному процессу везде очень разное. В одних странах, вроде Китая, малышам вырабатывают осанку и берегут зрение, а где-то, вроде Таиланда, разрешают играть на уроках и ползать по полу. По крайней мере, в передовых школах.
Вот о них мне и хочется сегодня рассказать. Все-таки Таиланд не зря называют одной из самых лояльных и мягких в плане школьной адаптации стран. Дети в начальной школе там и правда чувствуют себя прекрасно, плавно вливаясь в процесс обучения: без криков, скандалов и стрессов. А о том, как этого удается достичь, мне и хочется сегодня рассказать.
Все носят школьную форму
Начать хочется с того, что все дети в Таиланде: что в садике, что в школе, обязаны носить школьную форму. Во-первых, это действительно решает проблему социального неравенства, во-вторых, с малых лет приучает к единообразию. Поэтому когда ребенок после сада, где у него была униформа, переходит в школу, где ее тоже требуют, никаких проблем не возникает. Малыш воспринимает это, как что-то само собой разумеющееся.
При этом униформу носят и учителя. Это помогает детям принять требования: ведь если в классе все соблюдают одни условия, то и возмущаться нечему.
Можно сидеть на полу и крутиться
Еще один принцип передовых тайских школ заключается в очень мягком подходе к дисциплине. Так как Таиланд — азиатская страна, дети там априори уважают учителя, ему не требуется раз за разом доказывать свой авторитет криками и угрозами поставить "лебедя" за поведение. Напротив, в классе царит очень дружественная и позитивная атмосфера, которая направлена, в первую очередь, на комфорт учеников.
Так, ребенка никто не может заставить сесть за парту и сидеть за ней не двигаясь 45 минут. Тайцы считают, что это противоречит естеству маленького ученика, поэтому детям в Таиланде позволяют чуточку больше. Так, они могут лежать на полу и выполнять задание лежа, а могут сидеть на нем же, выполняя задания на небольших невысоких столиках. Проблема грязного пола тоже решается просто — перед входом в класс детей просят разуваться.
И пусть пока еще не все школы переняли такой опыт, постепенно он переходит во все новые и новые учебные заведения. И близок тот час, когда все школы Таиланда разрешат решать примеры, лежа на животе.
Ребенок может вздремнуть в школе
При этом в каждой школе есть больше перемены по 45 минут. В течение них ребенок может немного поспать и восстановить силы. Для этого некоторые малыши приносят в школы свои матрасики, где и прикладываются ненадолго в перерыве между уроками.
Такой подход с дневным сном (по желанию ребенка) помогает более мягко адаптироваться после жесткого расписания детского сада. Ребенок не резко меняет свой уклад жизни, а постепенно подстраивается под новую для него реальность.
Все знания подаются интерактивно
При этом в начальной школе (а в статье, если вы помните, мы говорим именно о ней) с детьми практически никто не занимается зазубриванием и "скучной" учебой. "Взрослая" школа, а не банальный детский сад, начинается здесь с 6 лет, когда дети еще... дети. Потому первые три года (а именно столько тут длится началка) дети очень много играют, рисуют и поют, получая знания в игровой форме.
И тут, как мне кажется, надо пояснить: игровая форма обучения не равна безделью. Просто подача материала построена так, что ребенок не воспринимает урок, как урок. Он считает его чем-то занимательным и интересным. Так, например, изучая тему "продукты" на английском языке, дети не просто читают учебник, а играют с муляжами, делятся на команды и получают 2 корзинки из супермаркета и 2 списка покупок. Та команда, что быстрее соберет корзину, побеждает. Изучают ли при этом дети новые слова? Да. Скучно ли им при этом? Нет.
У детей с самого начала отсутствует отношение к школе, как к чему-то нудному и скучному, ведь тут с ними занимаются, они тут видят друзей и "играют" с учителями, параллельно постигая основные предметы.
Английский язык очень важен
И это не шутки. В настоящий момент тайцы активно изучают английский, зазывая специалистов из других стран. Так, учителем английского в тайской школе становятся многие наши соотечественники (одна из которых и поделилась со мной информацией для статьи). Причина тому проста: собственных специалистов, которые могли бы грамотно и без сильного акцента учить детей, попросту не хватает.
При этом английский в Таиланде — это не просто английский. Это фонетика на английском, проекты на английском и, например, наука на английском. Впрочем, наука — громко сказано. Скорее изучение простых терминов и понятий с использованием английского языка. Так, детей с очень раннего возраста учат не просто читать тексты и писать диктанты, а использовать язык. Это, по словам самих учителей, очень стимулирует малышей: они знают — знания получаются не ради оценки, а чтобы рассказать о любимом герое комикса или провести интересный эксперимент.
В общем, система и правда интересная, очень отличающаяся от нашей. Можно ли проводить параллели с Россией? Я от этого воздержусь: слишком разная ментальность у наших стран. Но некоторые интересные моменты, как мне кажется, могут быть использованы даже у нас.