Недавние события в Казахстане, о которых всем известно, побудили меня написать статью о стратегически важном для этой страны порте - Актау. Мне довелось там побывать однажды по счастливой случайности, если можно так сказать)
Далее я расскажу о морских воротах Казахстана, какими они были при СССР и что с ними стало через 30 лет после развала, обязательно дочитайте статью до конца.
Казалось бы, Казахстан! Степи да озёра, о каком порту может идти речь? Но не забываем, что Казахстан, с нами граничит не только сушей, но и морем (как и Украина).
Итак! п.Актау располагается на Каспийском море (с С-В стороны), практически напротив (через море) дагестанского порта Махачкала. Оба порта являются одними из немногих портов Каспия, которые не замерзают в зимнее время.
Начало
Порт Актау основали в 1963 году, когда на п-ве Мангышлак - где были месторождения урана и нефти, начали регулярно возникать задержки с доставкой ценных грузов. Порт должен был решить проблему.
Строительство было начато с нескольких волноломов и параллельно возводились 4 причала для насыпных грузов. К 1986г. в Актау "красовались" ещё 4 причала, но уже нефтеналивных, а также сооружения для паромов.
Прямо-таки и не скажешь, что было многое сделано почти за четверть века (23 года). Всего-то 8 причалов? Скромненько. Сингапур в тех же годах вырос до самого большого порта мира по грузообороту.
Тем не менее, для скромного Казахстана это уже было ЧТО-ТО. Или вы считаете, можно было и лучше?
Грузооборот порта в 80-х годах был около 7 млн т. в год, причем более 90% составляли перевозки нефти. Насыпные же грузы занимали скромные 5%.
Распад
После распада Советского Союза порт Актау довольно быстро получил стратегическое значение, потому что стал важнейшим портом для независимой страны и буквально морскими воротами Казахстана. Ну а как иначе? У них других крупных портов-то и нет.
Казахи принялись его активно достраивать и уже в 1999г. Президент Назарбаев Н.А. с особой гордостью рассёк красную ленточку, в знак порта. Всё-таки, как единственный большой морской проект в стране он должен был вырасти и стать крупным узлом Казахстана.
30 лет после распада
По информации на официальном сайте порта Актау, за это время была проведена огромная работа: увеличены мощности, построены новые причалы и суда, терминалы соответствуют всем международным требованиям и многое другое. Так как порт не замерзает, навигация не прекращается круглый год, что очень удобно и дает возможность бесперебойной работы, как и при Союзе.
Актау безусловно является самым крупным портом Казахстана и её морскими воротами. Но давайте посмотрим на годовой грузооборот и сравним с Советскими данными.
В период с 1999 по 2006гг. грузооборот прилично вырос с 2,3 млн тонн до 11,5 миллионов тонн в год. С 2006 по 2016 тоже наблюдался небольшой рост и цифра доходила почти до 15 млн тонн. Ставились грандиозные цели в 20, а то и 25 млн тонн. Однако потом что-то пошло не так.
В 2019-м - около 4,5млн тонн, а в кризисном 2020 и вовсе опустилась ниже 4 млн тонн в год.
Напомню, что в далёких 80-х годах было около 7 мл.т. в год, вот такая ситуация за 30 лет после распада. Хорошо начали, но не надолго. Как вы думаете, что стало причиной резкого падения показателей? Неужели он стал не нужен или всё еще впереди?