Найти тему
Медиапроект Стол

«И КОГДА Я ОБЕРНУСЬ НА ПОРОГЕ…»

Выставка-байопик Виктора Цоя, история ёлок, Густав Климт и новые технологии, «Викинги» возвращаются – «Стол» представляет все самые значимые премьеры недели

15 января 2022 года в Москве, в Центральном Манеже, открывается выставка «Виктор Цой. Путь героя» – уникальный проект, который стал возможен в первую очередь благодаря семье Виктора – отцу Роберту Максимовичу Цою и сыну Александру Цою. Выставка  будет посвящена 60-летию со дня рождения Цоя, который будет отмечаться 21 июня 2022 года.

Авторы проекта решили воссоздать весь путь культового музыканта – от застенчивого мальчишки до кумира нескольких поколений. При этом экспозиция организована не хронологически, а по темам – музыка, кино, поэзия, изобразительное искусство – и представляет собой уникальное собрание артефактов, связанных с жизнью Виктора Цоя и переданных выставке для экспонирования его семьёй и частными коллекционерами. Гитары, черновики, личные письма, фотографии, сценические костюмы, картины разных лет и в том числе поделки Виктора, ведь он часто воплощал арт-образы при помощи подручных средств. Свои архивы передала также знаменитая Джоанна Стингрей – музыкальный продюсер, решившая издавать в США альбомы «Red Wave» с записями подпольных советских рокеров. Кинорежиссёр Рашид Нугманов (автор фильма «Игла») представит целый зал, посвящённый фильму, который готовились снимать в последний год жизни Цоя. По сценарию Уильяма Гибсона, знаменитого американского писателя, одного из основоположников стиля киберпанк, Рашид Нугманов должен был снять фильм «Цитадель» с Цоем в главной роли. Но фильм так и не был снят из-за трагической гибели певца и актёра.

Виктор Цой. Фото: tsoyhero.com
Виктор Цой. Фото: tsoyhero.com

– Задумывая выставку, мы хотели не просто погрузить зрителей в атмосферу музыки и образов, знакомую миллионам людей в нашей стране, но дать возможность увидеть другого Цоя – художника, героя неснятого киберпанк-боевика, представителя неизвестного западной публике советского андеграунда, – говорит Александр Цой. – Сценография, аудио- и визуальные эффекты выводят этот проект за рамки привычной выставки, поэтому мы называем её выставкой-байопик и, приглашая зрителей, говорим: «Будет как в КИНО!».

Куда пойти: Манеж.

Адрес: Москва, Манежная пл., 1.

* * *

Замечательный способ продлить новогоднее настроение до Старого Нового года – сходить на выставку «Три века русской ёлки» во Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Организаторы экспозиции собрали около 1000 экспонатов, посвящённых старинным новогодним и рождественским традициям с XVIII до XXI века.

Лубок «Рождественский праздник, святочные веселия, народные забавы, гадания и встреча нового года». Фото: Собрание Российской государственной библиотеки / mgomz.ru
Лубок «Рождественский праздник, святочные веселия, народные забавы, гадания и встреча нового года». Фото: Собрание Российской государственной библиотеки / mgomz.ru

Один из главных экспонатов – Указ от 20 декабря 1699 года, написанный самим царём Петром Великим о проведении календарной реформы и переносе даты празднования Нового года. Дело в том, что до Петра летоисчисление на Руси велось не от Рождества Христова, а от даты Сотворения мира, день же «новолетия» приходился на 1 сентября и на Руси отмечался в первую очередь как церковный праздник. По повелению царя празднование Нового года перенесли на 1 января, и, следуя западноевропейским традициям, оно сопровождалось иллюминацией, «украшением от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых» и пышными гуляниями.

А вот традиция ставить в домах к Рождеству украшенную игрушками ёлку завоевывала Россию постепенно – в течение всего XIX века. В значительной степени этому способствовала царская семья – император Николай I и его супруга императрица Александра Фёдоровна. Она с детства видела украшенные рождественские ёлки в Пруссии и начала вводить этот обычай при русском дворе. По мнению некоторых историков, именно в Московском кремле в 1817 году в домашних покоях великокняжеской семьи в Малом Кремлевском дворце была впервые устроена рождественская ёлка. По мнению других, впервые ель на Рождество была установлена в Аничковом дворце в Петербурге 24 декабря 1819 года.

Так или иначе, но в 1820–1830-х годах ёлки в императорской семье ставили уже ежегодно, и эта традиция постепенно завоевала сердца всего населения обеих столиц и провинции.

Экспонат выставки «Три века русской ёлки». Фото: mgomz.ru
Экспонат выставки «Три века русской ёлки». Фото: mgomz.ru

Также в экспозиции представлены ёлочные украшения XIX–XXI веков: как известные и широко распространённые, так и редко встречающиеся, подставочные фигуры, подарки.

Куда сходить: Музей-заповедник «Усадьба «Коломенское».

Адрес: Москва, просп. Андропова, 39.

* * *

А вот выставка в Музее Победы посвящена праздничным традициям середины ХХ века. На ней представлено около 60 раритетов из собрания музея, в том числе ёлочные игрушки и новогодние украшения конца 1930–1940-х годов. По ним можно проследить важные события в жизни страны. Например, после премьеры фильма «Цирк» в конце 1930-х годов были популярны фигурки зверей, в середине 1940-х – танки и самолёты, а после войны – игрушки в виде машинок и фонариков. Также на выставке можно увидеть поздравительные открытки времён Великой Отечественной войны, фронтовые письма с новогодними пожеланиями и фотографии, запечатлевшие празднование Нового года на фронте и в тылу.

Поздравление с новым годом артистке Ленинградского государственного театра музыкальной комедии З.Д. Габриелянц. Фото: victorymuseum.ru
Поздравление с новым годом артистке Ленинградского государственного театра музыкальной комедии З.Д. Габриелянц. Фото: victorymuseum.ru

Куда сходить: Музей Победы.

Адрес: Москва, пл. Победы, 3.

* * *

Галерея Artplay представляет новую выставку «Густав Климт. Золото модерна», на которой зрители не просто увидят все основные произведения, обеспечившие художнику мировую славу, но и сами окажутся внутри его полотен – всё благодаря новым технологиям иммерсивного шоу. Как сообщают организаторы выставки в пресс-релизе, «залитое светом пространство мультимедиазала представляет собой тотальную мультимедийную инсталляцию, погружающую зрителя в чувственный мир женских образов Климта под чарующую музыку».

Посетители на выставке «Густав Климт. Золото модерна». Фото: artplay.ru
Посетители на выставке «Густав Климт. Золото модерна». Фото: artplay.ru

Куда сходить: Artplay.

Адрес: Москва, Ниж.Сыромятническая, 10.

* * *

В онлайн-кинотеатре Netflix стартует новый сериал «Викинги: Вальгалла» – продолжение культовых «Викингов» о сыновьях Рагнара Лодброка. Правда, на сей раз действие «Вальгаллы» развернётся более чем через столетие после событий «Викингов», а главным героем повествования станет Лейф Эрикссон. В мировой истории этот конунг считается первым викингом, достигшим берегов Северной Америки. Правда, в шестом – заключительном – сезоне «Викингов» создатели сериала отошли от исторического канона: сын Рагнара – Уббе – опередил Лейфа Эрикссона и первым прибыл в Америку (вернее, первым прибыл викинг Флоки, впавший в состояние умопомешательства на ниве борьбы с христианством, но это как бы не считается). Впрочем, это далеко не единственный исторический ляп сериала.

Кадр из сериала «Викинги: Вальгалла». Фото: Netflix
Кадр из сериала «Викинги: Вальгалла». Фото: Netflix

Однако новый сериал вряд ли будет полностью посвящён только открытию Америки. Уже известно, что в «Вальгалле» появится Харальд Сигурдссон, которого норвежские саги описывают как «последнего берсерка». Харальд несколько раз пытался завладеть Норвегией, и уже в зрелом возрасте его ожидал полный триумф: начиная с 1046 года Харальд правил Норвегией почти 20 лет. Но вот в 1030 году Харальд вместе с братом Олафом потерпели сокрушительнее поражение в битве с королём Канутом, который изгнал Харальда из королевства, превратив будущего конунга в грозного наёмника и пирата.