Найти тему
Tallirr: history, art & teaching

Картина, которую можно услышать

Когда речь заходит об абстрактном искусстве, то сразу вспоминаются две фамилии: Малевич и Кандинский. Итак, кто вообще такой Кандинский и как пришел к искусству? Василий Васильевич Кандинский еще в детстве получил начальное художественное образование, но так уж сложилось, что искусству он предпочел юриспруденцию. Вот вроде бы все так и могло закончиться, ведь сколькие из нас ходили в художественную школу в детстве, а потом забывали напрочь о том, как вообще держать в руках кисть? Как же так сложилось, что человек, которому уже 30 и который преподает в университете вдруг бросил все и поехал в Мюнхен учиться живописи?
Сам Василий Васильевич отвечал, что на выставке импрессионистов 1895 года в Москве его настолько захватила картина Клода Моне "Стога сена", что он решил бросить предложенную ему работу, карьеру преподавателя и заняться искусством.

Клод Моне "Стога сена", 1891 г.
Клод Моне "Стога сена", 1891 г.

Надо сказать, что изначально работы Кандинского не были столь абстрактны, линии и цветовые пятна постепенно начинали вытеснять реальные формы и образы из картин художника. Он пытался не просто отражать на полотне реальность, а создавать новые формы, искать пути объединения разных видов искусства. Художник считал, что важно не то, что именно он изобразил, а какие эмоции и идеи возникают у зрителя, когда тот видит полотна. Не удивительно, что многие его работы даже не имеют какого-то определенного названия, например "Композиция 10" или "Импровизация 11".

Надо сказать, что Кандинский был не только художником, но и теоретиком искусства: весьма известны его работы "Точка и линия на плоскости" и "О духовном в искусстве", в которых он объясняет не только что значит тот или иной элемент, но и то, как звучит и даже какой температуры они. Например, горизонтальная прямая для него холодна, а высота звука зависит от толщины линии: чем шире, тем ниже звук.
Исходя из теории самого Кандинского попробуем проанализировать мелодию, звучащую на картине "Двойной аккорд" 1942 года.

В. В. Кандинский. "Двойной аккорд", 1942 г.
В. В. Кандинский. "Двойной аккорд", 1942 г.

Итак, прежде чем читать дальше, попробуйте услышать, какое созвучие доносится до вас от этой картины (да-да, я предлагаю вам немного побыть синестетами). Если говорить о моем первоначальном ощущении (оно очень субъективно и пока что не опирается на работу Кандинского): аккорды гармоничны и безусловно мажорны, при том явно чувствуется низкий звук, возможно, это похоже фанфары.
Ну, давайте посмотрим, насколько наши ощущения и интуиция оказались правы.
Естественное, первое, что бросается в глаза, это то, что обе фигуры, оба аккорда примерно одинаково удалены от центра композиции, они словно уравновешивают картину, в связи с тем, данный звук, не смотря на количество оттенков, звучит гармонично. Конечно же, привлекает внимание небольшая фигура снизу, по центру, удивительно похожая на нотный стан, где звук бегает от "ми" первой октавы до "фа" второй.
Сразу оговорюсь, мы не будем давать сейчас анализ каждой из фигур, коих тут очень много, мы постараемся составить впечатление лишь об основе (как с "Фламандскими пословицами" Брейгеля, трактат страниц на 500 нам тут не нужен).
Первое, что нужна знать о цветовосприятии Кандинского - его представление о "черном" и "белом": Оба цвета молчащие, однако черный холоден и усиливает другие цвета, а белый более теплый и словно бы растворяет их. Это он также и подтверждает говоря о том, что более насыщенные, яркие цвета звучат громче, более выражено, в то время как более легкие - еле заметным отзвуком.
А теперь давайте посмотрим на фон: слабо выраженные оттенки сиреневого (сочетание красного (тепло-холодного, наиболее напряженного) и синего (безразличие и некая меланхолия), который для Кандинского был схож со звуками английского рожка, свирели и в своей глубине - низким тонам деревянных духовых инструментов, например фагота.
Центр композиции - приглушенный зеленый (сочетание синего с желтым - цветом острым, болезненным и приземленным), ассоциирующийся с протяжными тонами скрипки.
Ну а справа зеленый с большим количеством этого болезненного желтого, то есть чуть больше звучания трубы, доходящей до фанфар.
Как много уже у нас инструментов и их звучаний, но какие же два находятся в самом центре, что ярче всего звучит в этой картине, создавая тот самый двойной аккорд? Теплый насыщенный красный, который звучит как туба и также ассоциируется с сильными ударами барабана, и нежный голубой, представляющий собой флейту.
Удивительно, как все это обилие звуков, более и менее насыщенных взаимодействуют друг с другом, объединяясь в нечто активное и, в то же время, гармоничное.

Кому интересно почитать подробнее сами работы Кандинского:
http://philologos.narod.ru/kandinsky/kandinsky-pl.htm
https://litresp.ru/chitat/ru/К/kandinskij-vasilij/o-duhovnom-v-iskusstve
Об искусстве, с любовью,
Tallirr.
#Tallirr_об_искусстве.