Количество людей, откликающихся на мои статьи об Агафье Карповне Лыковой говорит о том, что ее история не оставляет равнодушными очень многих. Я бесконечно благодарна всем читателям канала, помогающим мне собирать любую информацию об этом уникальном человеке. И вот совсем недавно один из читателей рассказал мне о книге В.Н. Татаровой "Крик турпана". Насколько я поняла, книга была выпущена в Хакасии еще в советское время и, судя по всему, тираж ее был небольшим, потому что я не смогла найти следов ее даже в вездесущем интернете.😱
И я уж было совсем отчаялась, когда этот же читатель (решивший остаться инкогнито, но это его решение не умаляет моей благодарности!🙏👍) прислал мне скан-копию этой книги. Так что, дорогие мои читатели, у нас с вами есть еще один источник, из которого мы можем узнать новые факты из истории этой удивительной семьи.
В далеком 1988 году Валентина Татарова отправилась вместе с писателем Львом Черепановым, врачом Игорем Назаровым, геологом и фотографом-любителем Николаем Пролецким, художницей Эльвирой Мотаковой и другими людьми, кому небезразлична была судьба Лыковых, в глухие леса Хакасии. Вел ее тогда тот же самый вопрос, с которого и я начала эту историю: что заставило этих людей отказаться от мира.
Когда я писала о том, как в итоге Лыковы оказались на берегу Ерината, находились читатели, обвинявшие меня в том, что я все выдумала, несмотря на то, что я опиралась на документальные рассказы участников экспедиций. И вот теперь у нас есть еще одно доказательство: рассказы самого Карпа Осиповича, записанные на диктофон Николаем Пролецким.
Часть материалов мы с вами уже знаем - из книг и рассказов И. Назарова, В. Пескова, Т. Дулькейта, С. Усика и многих других, писавших о заплутавших в веках староверах. Но кое-какие детали, записанные со слов самих отшельников, такие крошечные на первый взгляд, позволяют почувствовать себя "внутри" этой истории - в низенькой, закопченной лачуге на берегу Ерината, или Иренака. (Так называет речку автор и дает объяснение - оказывается, она была названа в честь легендарного хакасского полководца Иренака. Интересно, как так случилось, что его имя превратилось в название Еринат?). И я постараюсь собрать эти детали для вас.
О том, как началась эта история в XVII веке с реформы Никона, я уже не раз писала, как и о Соловецком монастыре, для иноков и послушников которого отказаться от старой веры было равнозначно отказаться от самого Бога, о чем они и писали государю, умоляя позволить им проводить службы по старым канонам. В ответ в монастырь были отправлены войска. Кстати, именно поэтому я и рассказывала историю Соловецкого монастыря - потому что она тесно переплелась с историей исхода Лыковых.
Залитые кровью мучеников Соловецкие подворья были только началом. По всей Руси началось страшное противостояние, о котором я тоже писала: статьи царевны Софьи против старообрядцев, в которых они назывались ворами и раскольниками, статьи, разрешавшие убийства и сулившие страшные кары тем православным, кто посмеет дать староверам кров или пропитание. Вот и побежали старообрядцы в леса, а среди них были и предки наших отшельников, которые хотели спасти свои бессмертные души.
Те читатели, кто пропустил мои статьи об этом периоде, могут прочесть их по этим ссылкам, я же обещаю в следующем рассказе поделиться теми историями, что много лет назад рассказывал пришельцам из большого мира Карп Лыков. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить .то, что вы еще не читали.
Как соловецкие отшельники противостояли опричнине и Ивану Грозному
Очищение огнем: устройство "гарей" и "згорелых домов" старообрядцев
Исход старообрядцев Лыковых. Самоизоляция длиною в 300 лет