Если кто читал мои другие заметки — они все о магнитофонах. А если есть магнитофон — значит есть и носители, т. е. ленты. В этой заметке речь пойдет именно о них, т.е. о компакт кассетах.
Как известно, магнитная запись примерно в том виде, в каком мы ее знаем сейчас, т. е. использование высокочастотного подмагничивания при записи и многослойная структура магнитной ленты сформировалась в конце 30-х годов прошлого века. «Отметились» в этом немецкие концерны IG Farben / BASF и AEG.
И с этого же времени началось развитие и совершенствование как самих магнитофонов, так и магнитных лент.
В какой то момент изготовители (возможно, просто с целью расширения рынка сбыта) озаботились удобством пользования магнитофонами.
Процесс заправки лены с катушки или бобины в ЛПМ не всем доставлял удовольствие, а уж для автомобильных и разного рода диктофоноподобных устройств катушечные магнитофоны особой привлекательными для массового пользователя не стали.
Соответственно на рынке стали появляться разные разные, не совместимые между собой кассетные магнитофоны.
Одним (или самым) популярным был формат 8-и дорожечных картриджей.
ЛПМ такой системы очень простой, картриджи удобно использовать как в машине, так и в домашней технике.
Т.е. , когда в 60-х годах компанией Philips был предложен формат компакт кассеты, эта ниша не была свободной, там уже были другие, разные не совместимые между собой форматы.
Например, внешне похожая DC International от Grundig.
Сейчас большинство тех форматов давно (или не очень) забыто, а компакт кассета жива и даже наблюдается некоторый ренессанс.
Вообще, компакт кассета — это некоторый компромисс между взаимоисключающими требованиями.
Если для катушечного магнитофона увеличение времени непрерывной записи/воспроизведения абсолютно не является проблемой, просто намотай на катушку больше пленки, возьми катушку побольше. Чтобы пленка не вытягивалась и не задумываться про копир-эффект — можно ленту сделать не очень тонкой.
С кассетным магнитофоном ситуация прямо противоположная. Пространство, занимаемое магнитной лентой ограничено, скорость фиксированная, чтобы получить большее время непрерывного звучания надо уменьшать толщину ленты. При этом надо обеспечить устойчивость к вытягиванию и помнить про копир-эффект. Видимо, поэтому самое большое время непрерывного звучания у компакт кассет (на стандартной скорости) не больше 60 минут (кассеты С120). Были еще специализированные кассеты С180 (по 90 минут с каждой стороны), но массового применения они не получили.
Конструкция компакт кассеты довольно простая.
Приемная и подающая бобинки находятся внутри пластикового корпуса. Сверху и снизу установлены антифрикционные прокладки. В разных кассетах они разные: иногда это что то вроде очень плотного картона с воскоподобным антифрикционным покрытием, иногда (как на фото) это гофрированный тонкий пластик с антифрикционным покрытием (или без).
Гремящий звук, который иногда можно услышать при перемотке обусловлен качеством этих прокладок.
Еще есть два направляющих ролика. В зависимости от качества кассеты эти ролики при перемотке могут издавать свистяще-гремящий звук. И лентоприжим с экраном. Из названия следует, что эта штука должна обеспечивать хороший контакт с головками записи-воспроизведения. Вещь полезная, но с некоторыми оговорками.
Если, к примеру, у вас дека с закрытым трактом — то лентоприжим смысла не имеет, так как натяжение ленты создается самими ЛПМ, в некоторых деках этот лентоприжим специально отводится ЛПМ, чтобы не мешал.
А для остальным магнитофонов — да, вещь полезная.
Структура магнитной ленты в общем случае примерно такая:
Обозначенный синим цветом слой (back coat) может присутствовать, но его может и не быть. Одна из проблем, связанных с магнитно записью — это целостность связывающего слоя (binder в англоязычной литературе). При определенных условиях этот слой начинает деградировать, длинные полимерные структуры, из которых он состоит, под влиянием внешних факторов (например, повышенной влажности) разрываются и лента становится липкой. В свою очередь, это приводит к неравномерности и полной остановке ленты в тракте или возникновению сильного пронзительного шума при трении ленты о головку. На некоторые типы головок (на ферритовые точно) это оказывает разрушительное действие.
Первые или одни из первых компакт кассет выглядели вот так. Это не мое фото, у меня такой кассеты нет.
Рыночный успех нового формата, компакт кассеты, скорее всего объясняется тем, что разработчик (Philips) отказался от платных лицензий, т. е. формат стал открытым.
В результате компакт кассету поддержали другие изготовители и, что очень важно, звукозаписывающие компании.
Первый (компакт) кассетный магнитофон, скорее всего, был Philips EL3300, потом, в конце 60-х появился похожий советский кассетный магнитофон «Десна». Из детства помню такой, продавался в магазинах. Даже по моим детским впечатлениям это была, скорее, говорящая игрушка.
Это фото не мое, нашел в сети.
Магнитофоном это чудо техники, конечно, назвать сложно, это скорее был диктофон.
Раз появился отечественный кассетный магнитофон — значит к небу должны быть и отечественные кассеты.
Возможно, оба эти события произошли одновременно, возможно — что то появилось раньше.
Но прогресс не стоит на месте, кассетные магнитофоны по обе стороны границы СССР совершенствовались, также изготовители усердно работали над повышением качества магнитных лент.
Это было, так сказать, вступление, первых кассетных магнитофонов ни «Десны», ни «Спутников», ни их западных братьев у меня не было. Соответственного собственного опыта пользования тоже нет.
Мой же первый кассетный магнитофон был «Электроника 302», купленная родителями в 76 или 77 году. В то же время я и начал пользоваться кассетами.
В комплекте с «Электроникой» была одна кассета, примерно такая :
Это фото не мое, та оригинальная кассета до настоящего времени не дожила, но выглядела примерно так. С одним винтом, ее можно было при большом желании разобрать.
Те кассеты, которые были в продаже выглядели в основном так. Цвета корпуса были разные.
Были и кассеты с маркой СВЕМА, не сказать, что всегда были в продаже, но купить было можно. Считалось, что ленты СВЕМА лучше, чем в кассетах Ассофото.
Помню, в 80-х, где то продавались кассеты МК60-2 Свема, вот такие (фото не мое):
На удивление качество ленты было очень высокое, запись с пластинки (уже на деке от Sony) получилась просто великолепная.
Я знаю, есть мнение, что советские кассеты МК60 плохие, лента плохая, сыпется и пачкается.
На самом деде это не так, вернее, частично так. Главная проблема советской техники была в неважной повторяемости. Одно изделие могло работать годами, другое требовало ежемесячного посещения сервиса. Это относится и к электронике, и к автомобилям, и прочему.
Т.е., если пленка сделана правильно, без нарушения технологии (т. е. без брака) то будет служить и служила без нареканий годами и десятилетиями. Если техпроцесс где то был нарушен (неважно по какой причине), то рабочее покрытие начинало быстро деградировать и лента через некоторое время начинала сыпаться, свистеть и скрипеть. Это уже проблема организации производства.
Именно поэтому ленты (неважно, кассетные или катушечные), сделанные точно по технологии, прекрасно работают и сейчас. Если технология была нарушена — ленты скрипят и пользоваться ими невозможно, связывающий магнитные частицы слой деградировал и стал липким. Считается, что временно эту проблему решает прогрев ленты про температуре около 50 градусов в течении двух-трех суток, но эффект получается временный. Для пользования эти ленты уже не подходят.
Кстати, владельцы импортных катушечных магнитофонов обычно не разрешали ставить советские катушки, все, кроме СВЕМА.
Не сказать, что эти кассеты были уж супер-пупер хорошими, но и плохими их не назвать. Я не сказал бы, что они были хуже большинства своих иностранных собратьев.
Те, что на фото выше, я бы сказал, по качеству хуже советских МК, но смотрятся красивее.
Вообще, условно я бы разделил все кассеты на два вида.
Один (большинство марок на рынках) — низкого качества, с лентами откровенно хуже советских, неважной конструкцией самой кассеты, предоставляющие сомнительное качество записи.
Достоинство таких кассет — это броский дизайн и низкая цена.
С другой стороны, изготовители оборудования предусмотрели возможность получения относительно высокого качества записи на плохой ленте. Это повышенная скорость. На повышенной скорости на такой кассете можно получить действительно вполне приличный звук. Правда в этом случае из кассеты 120 минут получается кассета 60 минут.
Я проверял. Дека Dual C846, кассета 120 минут Capitol или Ampex, которые даже не калибруются на деке Technics AZ7, слушаются на повышенной скорости очень даже прилично.
Ради интереса я сделал небольшую лабораторную работу с лентой Ampex 370.
Вот ссылка в youtube: https://youtu.be/ImmoTM_CpRE
На эту ленту записывался синусоидальный сигнал от генератора (планшет с андроидным приложением) фиксированной амплитуды с нарастающей частотой от 15 до 100 Гц и от 100 до 15000 Гц. К линейному выходу был подключен цифровой мультиметр в режиме измерения частоты.
Кассет этого типа было довольно много, разных. Одни чуть лучше, другие — чуть (или не чуть) хуже.
Но общее у них одно: невысокое качество самой ленты. Уменьшенная остаточная намагниченность, завалы на верхних и иногда на нижних частотах, иногда сильное осыпание рабочего слоя.
Второй вид — это кассеты от ведущих изготовителей, типа TDK, Maxell, Fuji, BASF и пр.
Эти ленты отличаются даже внешне, они даже на вид более гладкие и блестящие.
Впервые я купил несоветскую кассету примерно в 77 или 78 году, запечатанная упаковка из 4-х кассет лежала на полке в маленьком комиссионном магазине среди каких то ваз и прочей фигни.
Эти 4 кассеты в великолепном состоянии и сейчас. Несколько лет я «крутил» из на «Электронике». Потом, когда в 82 или 83 году у нас появилась дека Sony TC-186 (модель конца 70-х), потенциал этих лент раскрылся уже практически полностью.
Вообще, я бы сказал, что советские магнитофоны только и делали, что жевали ленты, а японские никогда — это сказки. Если за аппаратом следить - он не испортит ни одной кассеты. Тому пример — моя «Электроника».
Еще есть интересные, на мой взгляд, кассеты:
Марка Maxell всем хорошо знакома, представления не требует. Но более интересно сочетание Professional / Industrial. По моему опыту такое оборудование предназначено для более интенсивной эксплуатации и в более жестких условиях. С другой стороны никто не «заморачивается» ярким и броским дизайном и упаковкой. Что мы и видим.
Применительно к кассетам это должно означать больший ресурс работы механизма, большую стойкость к износу без ущерба (как минимум) качеству.
Я пробовал записывать такую (на самом деле эту) кассету на деке Technics AZ7. Качество полученной записи приятно удивило.
Насчет долговечности и прочности пленки — проверить не могу.
Еще с маркой Maxell professional-industrial кроме Communication Series есть еще Duplicator Series. Там с дизайном еще проще, а сами кассеты поставляются без коробочек, поэтому стандартная упаковка содержит не 10, а 20 кассет.
Несколько слов еще о несоветских кассетах, которые были в продаже в 80-х.
Это немецкие (ГДР) кассеты ORWO и Югославские Phono Silver.
Кассеты ORWO были в продаже относительно долго, особым дефицитом не были, качество лены и самой кассеты были весьма приличные. До сих пор у меня есть несколько таких кассет и претензий к ним ни каких нет.
По качеству ленты они уступают более именитым изготовителям типа Sony или TDK, но, наверное, примерно соответствуют продукции аналогичного типа немецкой компании AGFA. Собственно название ORWO и есть аббревиатура Original Wolfen, т.е.Agfa.
Вторая марка — Phono Silver (судя по названию, видимо, существовали и Phono Gold) из Югославии. Эти продавались в начале 80-х. Качество записи получалось довольно высокое, но сама лента была нестойкая, белый фетровый лентоприжим становился темным довольно быстро. Также сама лента там сначала была коричневого цвета, а потом эти кассеты продавались с темной пленкой, по цвету похожей на пленку в кассетах Sony. По-моему, эта пленка пачкала лентоприжим уже меньше.
Рассказывать о кассетах Sony, Maxell, TDK смысла, наверное, нет. Кто пользуется кассетами — знают их не (как минимум) хуже меня.
В следующей же части речь пойдет о кассетах типа 2, или IEC 2 с соответствующим видео «лабораторной работы».
Продолжение следует.