Найти тему
Сергей Мороз

Железный поток

Как только первый первобытный человек сообразил, что если подобранным под ногами палкам, камням и костям животных придавать более удобную форму и использовать их не как попало, а по уму – так, чтобы сделать задуманное с помощью этих инструментов лучше и быстрее, родилась техника. И с тех пор она сопровождает нас повсюду, помогая строить и жить, осваивать новые пространства, созидать и воевать, становясь все более разнообразной, изощренной и сложной. К ней можно относиться по-разному – с восторгом и отвращением, с глубоким пониманием и с опаской человека, не знающего чего от этой непонятной штуки ждать, с надежной на светлое будущее и с предчувствием гибели всего живого в страшной катастрофе, вызванной неумелым и бездумным обращением с теми чудными открытиями, которые приготовил нам просвещенья дух. Нельзя лишь отгородиться от нее, выйти из того «железного потока» техники, который нас несет по спирали истории вот уж который век.

И действительно – все, что нас окружает, связано с техникой – это либо она сама, либо ее продукт и ничего уже нельзя сделать просто голыми руками так, чтобы никак не использовать ее. За что ни возьмись, мы вынуждены брать материалы, инструменты и другие средства, найденные, добытые, обработанные, изготовленные и применяемые с помощью ранее созданных технических средств. И даже машины теперь все чаще делают машины… Мы живем в этом потоке, и именно это отличает человека от животных, которые без него обходятся. Хорошо это, или плохо, но это так – животное может быть лишь объектом воздействия этого железного потока, человек тоже может быть им раздавлен и уничтожен, но он может его и направлять, и использовать во благо себе и другим – для этого ему разум и дан.

Технике столько же лет, сколько и человеку как особому виду живых существ. Она чрезвычайно разнообразна и никто не может одинаково хорошо разбираться во всех ее видах, но каждый имеет право интересоваться тем, чем ему хочется и высказывать свое личное мнение о том, что он видит в пределах ограничений, установленных Законом. А его, как известно, надо чтить.

Так получилось, что одно из первых моих ярких впечатлений – это ночной взлет Ту-22. Тогда я не знал ни обозначения этого удивительного самолета, ни его технических данных, но огненные кометы, чей могучий рев разрывал тишину летней ночи у маленького городка Нежина на десятки километров вокруг, я запомнил навсегда.

Наверное, эта картина и стала отправной точкой в выборе специальности. Но изучая аэродинамику и прочность самолетов, их конструкцию и технологию производства, основы их эксплуатации (за что я особо благодарен Военной кафедре родного Харьковского авиационного института имени Жуковского), я старался не забывать, что мир всем этим не ограничивается, и техника тоже. А посему на этих страницах я попытаюсь рассказать не только о том, что знаю и видел именно в авиации, но и о многом другом. Рассказать и показать все это на снимках, которые я нашел на просторах Интернета, в книгах, в личных собраниях людей, которых я знал, и сделал сам.

Здесь будут представлены не только статьи по авиации, но и обо всем, что работает и в небесах, и на земле, и на море. Но в силу особенностей своего кругозора в остальных направлениях, не касающихся авиации, я не буду изображать из себя всезнайку, а лишь попытаюсь показать то, что действительно видел через объектив своего фотоаппарата.

И последнее: зачем все это?

Действительно, зачем все эти железки, когда миллионные армии подписчиков собирают блогеры-политики, музыканты, кулинары, наконец?! Я ни в коей мере не пытаюсь сказать, что Вы, уважаемый читатель, просто зря тратите свое время, слушая нескончаемые перебранки участников очередного ток-шоу, смотря какой-то видеоклип или переписывая рецепт шашлыка по-грузински под соусом ткемали – каждый имеет право получить, чего желает. А мне бы хотелось дать что-то и для тех, кто не только хочет в этой жизни быть в курсе всего, что происходит вокруг, отдохнуть от опостылевшей рутины и вкусно кушать, но еще и что-то делать сам в том мире техники, в котором он живет или хотя бы познать его шире и глубже.

И последнее: всё, что Вы, уважаемый читатель, найдете здесь, используйте по своему усмотрению. Но я был бы чрезвычайно признателен за ссылки на источник при перепечатке, а имена людей, сделавших и сохранивших для нас старые снимки, которые здесь будут представлены, я считаю приводить в таких случаях обязательно.

Итак, окунемся в «железный поток», и пусть он несет нас вперед!