На даты и числа память у меня плохая, но примерно в 2008 году, а может быть раньше или позже, попалась мне статья в журнале. Некая фирма в Новосибирске, делала большие принтеры, которые печатают специальной краской практически на любой плоской поверхности. Утверждалось что краска очень прочная и затвердевает от ультра-фиолетовых лучей.
На тот момент я не знал, что такие большие станки используют для печати изображений на дверях шкафов-купе, на обоях, на кухонных фартуках, хотя работал коммерческим директором в мебельной компании по производству детской дошкольной мебели.
Наша задача на тот момент, выгладить выигрышней среди конкурентов на рынке, чтобы заведующие детских садов и департаменты образования выбирали именно нашу продукцию для детей.
Мы пробовали клеить наклейки на дверцы детских шкафчиков с разными зверюшками. Имели представление о настоящих рисунках красками на мебели, некоторые фирмы такое практиковали. Брали детали мебели, отвозили в ПТУ и на договорной основе, ученики рисовали что-то из детской тематики. Выходило такое украшательство фирмам дорого. Совсем продвинутые брали в штат художника.
А тут я случайно понимаю, что станок может печатать на любой поверхности, значит и на ламинированной плите тоже сможет? Нужно проверить.
Связался с представителями фирмы. Производитель объяснил, что краска на гладкой поверхности держаться не может, но если поверхность сделать шершавой при помощи химии, тогда краска зацепится, вот для этого существуют праймеры для разных поверхностей. Заверили что всё получится.
Предположим всё получится, а как мне убедить Генерального директора купить такой станок за 1400000руб. (на тот момент)? Нужно сначала самому убедиться, попробовать без покупки станка. Директор находился уже месяц в Испании, я был за старшего.
Узнал у новосибирской фирмы, у кого в Москве уже есть такой плоттер, кому они уже продали такое оборудование? Оказалось что в нашем городе Мытищи уже благополучно работает одна компания с таким принтером.
Попросил наш технический отдел придумать какую-то новую детскую модель мебели из ЛДСП, небольшую. Всё хранил в тайне, никому ничего не рассказывал и не показывал.
Ребята предложили игровую модель деревце. По сути это вертикальная доска с отверстиями, а внизу ящик. Ребенок кидает шарики в разные ячейки, они пролетают и падают в ящик. Суть игры набрать больше очков за попадания в определенные отверстия.
Всё нужно было делать в строжайшей секретности. Вам покажется это смешным или странным, но новую модель делали в тайне, в отдельном помещении, собирал её начальник смены. Когда мы убедились, что сама конструкция жизнеспособная, я попросил выкрутить вертикальную панель в форме деревца с отверстиями.
Теперь мне нужен был сам электронный рисунок, который в дальнейшем будет напечатан на этой доске.
Я обратился к нашему внештатному дизайнеру, который работал в Московской газете. Объяснил ситуацию Андрею, послал фотографии изделия, выслал точные размеры самой панели в виде деревца. Дизайнер не является художником, он максимум может взять бесплатные изображения из интернета и составить из них по смыслу общую картинку. У него это получилось. Деревцо получило зеленый цвет, листья, веточки на которых сидела ворона с сыром и кажется воробей. Снизу, в нижней части деревца под стволом, была изображена трава, на которой расположились несколько зверюшек.
Теперь с этой доской и электронной картинкой я отправился в Мытищинскую фирму.
Оказалось что опыта печати рисунков на ламинат у них не было, хотя вначале заверяли что всё получится. Праймер который может расшершавить керамическую плитку и стекло, не хотел вступать в реакцию с ламинатом. После долгих экспериментов, рисунок был нанесен. Меня предупредили, что всё таки нужен специальный праймер на будущее и то что у них есть не годиться для дальнейшей работы.
Игровое деревце было собрано и установлено у директора в кабинете, я накрыл его простынею и ключ был только у меня.
Ну конечно слухи уже поползли… Человек так устроен, что если он не знает ответа, будет придумывать всякую чушь и бред. Что же такое хранит у кабинете у директора Эдуард?
Дело в том, что у нас было много прямых конкурентов. Рабочие постоянно кочевали из одной компании в другую, они общались между собой, обменивались мнениями об условиях работы и т.п. Ну кто работал в коллективе, тот понимает о чем я говорю. Когда 80 сборщиков на производстве, всегда найдутся недовольные и обиженные. И если быть честным, мы и сами любили подозвать к себе сборщика, который пришел от конкурента и узнать, чем они там дышат, какое оборудование у них, сколько смен, какие объемы и т.п.
Наступил тот волнительный для меня день, когда приехал директор. Я предупредил его, что в кабинет войдем вместе, я сюрприз приготовил.
Директор нашей фирмы был конечно же консерватором в силу своего возраста, но болел за свое детище, за свою фирму. Я был уверен что ему понравится идея с нанесением рисунка на мебель.
Дальше всё как в игровых фильмах с хорошими актерами, эмоции были неподдельны. Я сорвал простынь, он замер. Подошел ближе, снял очки, дотронулся. Спросил неуверенно — это пленка?
Дело в том, что с пленкой мы отказались работать. Она отклеивалась, дети её срывали, она задиралась на краях деталей, вспучивалась от перепада температур, скукоживалась от старости.
Я стал с удовольствием и эмоционально рассказывать что это, как это и т.п. Мы радовались как дети. Он весь светился от счастья. Да, такое бывает с увлеченными людьми, не раз такое наблюдал.
Протянул ему папку с описанием этих чудо плоттеров, там было несколько моделей на выбор. Пересказал всё что узнал об этих станках.
Был уверен что такая презентация растопит прижимистого директора. Конечно он сказал — давай покупать станок!
Дальше мы увлеченно и на полном серьезе принялись обсуждать ход действий. У меня уже был план.
1. Нельзя всем рассказывать о покупке станка.
2. Нам нужен модельный ряд с рисунками, чтобы «убить» всех конкурентов на повал.
3. Мы не решили проблему с праймером.
4. Где и как мы будем располагать станок на производстве?
5. Кто будет работать на нем?
И куча куча подобных организационных разговоров.
Мы понимали, как только конкуренты узнают про идею рисунков на мебели, они тут же пойдут по нашему пути. Всё нужно было хранить в секрете.
Мы заказали станок, его обещали привезти через 2 месяца.
Тем временем я начал лично искать художников, будущих авторов рисунков. На тот момент уже существовали неплохие сайты по поиску фрилансеров.
Как я работа с художниками и что я пережил, это нужно отдельный рассказ писать. Были слезы, гневные посты на меня, злобные пародийные рисунки на меня, выяснения отношений и т. п. Я тогда не знал, что творческие люди очень ранимы, обидчивы, порой злобные, они не терпят критики вовсе, а на безобидные замечания реагируют очень болезненно.
Доходило до смешного, мы втихаря правили их рисунки. Да, да, без шуток. Платишь по тем временам до 25 тысяч рублей за эксклюзивные права на рисунок для детской стеночки и художник наотрез отказывается уменьшать лапку у щенка, со словами — Я учился этому, а вы нет! Какое право вы имеете, делать мне замечания? Да я во Франции выставлялся!
Но реально, лапа у щенка была непропорционально длинная, по отношению к туловищу, это всем было очевидно.
Много было таких примеров. Нам ведь тоже было не все равно что потом про эти рисунки будут говорить, мы переживали за них душой.
Тогда уже во всю существовали электронные торги. Нужно было выигрывать на аукционах предлагая на свою продукцию самые низкие цены. А так как я уже несколько раз упоминал, что конкуренция была огромная, нашу мебель все подделывали и защитить её мы никак не могли. По этому поводу тоже отдельный рассказ нужно писать, как нас конкуренты душили.
И мой расчет с этими рисунками заключался в том, что мы выпустим целую серию рисунков сразу. Проведем рекламную акцию и будем ждать упоминания о рисунках в технических заданиях на аукционах. Конкуренты будут неготовы к такому, они не смогут выполнить заказы с нарисованной мебелью по техническим причинам и по авторскому праву. Рисунки будут эксклюзивны.
Но как вы понимаете, слухи всё равно дошли до нашего главного конкурента, который так же как и мы, находился в нашем городе Мытищи.
Мы очень торопились, но максимум что мы успели сделать за 2 месяца, это около 20 авторских рисунков на некоторые модели.
На меня стал давить и директор, что много денег тратим на рисунки, что плоттер ему не отобьется, что конкуренты уже зачесались.
Я не расставался с успокоительным. Вроде ничего фатального не происходит, но груз ответственности был серьезным. Все кто знал что происходит, возлагали большие надежды на мою идею.
На тот момент, ни одна фирма которая делала мебель именно для дошкольных учреждений, не наносила массово рисунки на мебель, тем более авторские, специально разработанные. Мы были первые в России.
Привезли плоттер. Я велел заклеить все названия фирмы на станке, пока он еще был на грузовом автомобиле. Попросил охрану не впускать никого в выделенное помещение в цеху, только несколько доверенных лиц. Вы должны понимать, как это все нагнетало обстановку. Размещать станок на другой территории и возить к нему детали экономически невыгодно, мы думали об этом.
Настройка плоттера и обучение нашего печатника заняли еще примерно около 3 недель, прежде чем мы получили первое изделие. Радости не было предела. Я помню как мы стояли и смотрели на эту движущуюся светящуюся синим головку принтера, директор, я, начальник производства и печатник. Помню этот кислый запах и испаритель пара в углу.
Пока в цеху возились с новым аппаратом, мы получили распечатанные цветные мини-каталоги на бумаге и начали их рассылать по дошкольным учреждениям Москвы и области. Я понимал, отдача, сама реакция, будет не сразу, но в душе надеялся на восторженные звонки от некоторых заведующих, которые будут признаваться нам в любви по телефону. Будут говорить — какая замечательная мебель, мы всегда требовали только вашу мебель, но тут вы превзошли все наши ожидания! И т.п. Тешил себя подобными фантазиями. Представлял как на очередной выставке подойдут директора других фирм, пожмут нам руки, скажут сдержанно что-то типа — да, хорошая идея с рисунками…
Это будет лучшая похвала, наверное даже лучше чем от заведующих.
Такими фантазиями я и питался.
Рекламная рассылка закончилась. Нужно отметить что это тогда стоило дорого, закупить кучу конвертов, марок, напечатать, разослать.
Сидим ждем заказы. Их нет. Чудо не произошло. Да, отдельные фирмы которые покупают у нас мебель для своих городов говорили что мебель стала великолепной на фоне однообразных коробок, но не покупали.
Директор изначально поднял цены на мебель с рисунками чуть ли не вдвое, хотя я убеждал его, что это неправильный старт, так не делают. Я бы делал с накруткой за труд и краску, без окупаемости, нужно приучить потребителя к такой продукции, нужна живая реклама.
Мы уже знали что наш прямой конкурент заказал именно такой же станок и именно у той же фирмы. Они шли по следу как гончие. Так было всегда. Только мы придумаем и анонсируем новую модель, через неделю, две, она тут же появляется и конкурента. Они всегда жили не своими мозгами, за это я их презираю по сегодняшний день.
Прошло около 3-4месяцев тишины после запуска мебели с рисунками. Печатная реклама растворилась. Реклама в журналах прошла бесследно. Из героя фирмы, я превратился в никчемного популиста.Директор был зол на меня, что он потратил миллион четыреста в никуда, а отдачи ноль. Постоянно попрекал меня что он платит печатнику большиеденьги, а работы почти нет, станок никогда не окупится.
Любое мое начинание стало пресекаться, никаких денег на работу с художниками, ничего на рекламу. Я проштрафился.
Да, были у меня падения, ну вот взять например шкафы для детской одежды с сушкой одежды за счет инфракрасных волн. Я подумал что это реально сделать, предложил попробовать директора. Пригласил своего двоюродного брата электрика. Он два дня пытался запустить обогрев ячеек при помощи инфракрасных пластин. Не получилось потому что по технике безопасности нельзя чтобы пластины было видно внутри шкафа, а через ХДФ они почти не грели.
Уверен, если бы мы продолжали работать в этом направлении, мы бы сделали такую модель, в которой можно было бы безопасно сушить детскую одежду. Я уже вел переговоры с китайцами, которые предлагали специальные аппараты контроллеры, которы бы регулировали температуру и время нагрева. Мы закупили один для пробы и он был хорошего качества. Нужно было продолжать.
Но тут речь не о десятках тысяч рублей, а о миллионе с лишнем.
Короче помню что был в прострации.
Заходит ко мне менеджер и с улыбкой протягивает листки черно-белые. Я их беру, смотрю и вижу нашу мебель снашими новыми рисунками. Первая мысль — гады, подделывает кто-то?..
Читаю что написано. Технические характеристики необходимой мебели. Детская стенка из ЛДСП с нанесенным на ней рисунком из сказки «Золушка».
Описание изображения:
левая дверка с принцем, он держит туфельку в руках,
центральная дверки карета с белыми лошадьми, на заднем фоне дворец,
правая дверь принцесса без одной туфельки.
Понимаю что это техническое задание на мебель из тендера, поднимаю глаза и менеджер говорит — мы выиграли тендер, это наша мебель.
А я почему то сразу художника вспомнил Карена, который рисовал этот сюжет для детской стенки. Это он очень эмоционально отреагировал по поводу длины ноги у собачки, у другой его работы.
Заработало. Началось.
Людям нужно было время, подумать, рассмотреть. Московские сады стали просить мебель с рисунками, её стали в включать в тендеры как образец того, что они хотят. А у кого были такие рисунки, такой тематики подходящие по описанию? Только у нас.
Всё произошло резко, как будто кто-то включил рубильник и пошли заказы на мебель с рисунками.
Мы не всегда выигрывали тендер с нашей же мебелью в описании, иногда заказ уходил в другие фирмы. Как они потом выполняли такие государственные заказы остается загадкой. Хотя думаю вы догадываетесь как…
Получается что некоторые мои фантазии воплотились. Нам действительно пожимали руки конкуренты на выставках. Ковыряли ногтем рисунки, интересовались как и чем мы такое делаем и т.п.
Серия рисунков стала более обширной, мы продолжили работу с художниками. Цену на такую мебель директор опустил.
Мы стали наносить рисунки на детские столики. Выяснилось что если оставить разлитую воду на таком столе на долго, то краску можно сцарапать ногтем. Мы стали подбирать лаки на водной основе, экспериментировали и нашли подходящий вид.
Было очень обидно, когда конкурент просто узнал марку лака и стал повторять за нами.
Я уже не раз упоминал, что уволился из этой фирмы в 2011 году, устал от стрессов и разногласий. По сей день работаю в свое удовольствие с частным заказчиком.
Фирмы про которую я рассказывал прекратила свое существование 2018 году и числится банкротом.
Однажды, примерно в 2017 году, я видел тот станок который мы покупали для нанесения рисунков на мебель. Он уже был заброшен, одна головка с белой краской у него высохла, полуразобранный, но еще печатал. Печальное зрелище. Он был отдан за долги, как и все остальное оборудование на фабрике.
Мы ведь не только мебель из ЛДСП тогда делали.
У нас был цех по металлообработке, мы делали металлоконструкции для столов и стеллажей.
Был цех по деревообработке, мы делали стулья из фанеры и массива, что не было прибыльно. Столы очень хорошо покупали со стульями, а мы так устали от бракованных стульев других производителей, что начали их делать сами.
У нас был швейный цех. Мы шили чехлы на детскую мягкую мебель и чехлы на мягкие модули.
У меня почти не осталось качественных фотографий той мебели, про которую я вел речь. Сайт фирмы закончил своё существование. Работники фирмы давно работают на других предприятиях. Директор фиры на пенсии.
Славное было время.
А прямые конкуренты еще работают. Самое забавное то, что когда исчезла наша фирма, они тоже перестали что-то новое выдавать. Раньше они за нами всё повторяли, а когда фирма исчезла, они расслабились совсем. Но нужно отдать должное, дурачкам везет. Никогда они не жили своим умом, всегда паразитировали на наших идеях и остались в живых. А те кто рисковал и создавал своё, растворились. Ну всё как в жизни…