Найти тему
Валерий Грачиков

Как штурмовики Ил-2 сначала разогнали немецкие бомбардировщики, а потом еще и танки разбомбили

Одним из самых известных и успешных летчиков-штурмовиков в годы войны стал казах Талгат Бегельдинов – дважды Герой Советского Союза, последний из ушедших в закат Героев, получивших две Золотые Звезды в годы войны.

Талгат Бегельдинов в 2009 году
Талгат Бегельдинов в 2009 году

Талгату в некотором роде повезло, так как на фронт он попал в январе 1943 года, то есть воевал уже на двухместном «Иле» и вообще в самые мрачные для советской авиации 1941 – 1942 годы учился и готовился сражаться с немцами. Впрочем, это не значит, что ему было просто и легко. Штурмовики несли большие потери всю войну. К примеру, первый командир Бегельдинова – Степан Пошивальников не вернулся с боевого задания 25 августа 1944 года. Пропал без вести.

Лучшие летчики 800-го шап. Талгат Бегельдинов - второй слева.
Лучшие летчики 800-го шап. Талгат Бегельдинов - второй слева.

Так вот у Бегельдинова в 1943 году, во время битвы за Днепр случился очень интересный случай: штурмовики, загруженные для штурмовки по полной программе, сначала вместе с сопровождавшими истребителями разогнали немецкие бомбардировщики, а потом еще и отработали по немецким танкам. Дело было так:

Советские войска в начале сентября 1943 года форсировали Днепр в районе Успенское - Мишурин Рог. Немцы пытались скинуть переправившиеся части назад в реку и, соответственно обстреливали и бомбили переправы. А советская авиация прикрывала их и обрабатывала атакующих немцев. В том числе и 800-й шап (будущий 144-й гвардейский шап).

8 сентября 1943 года группа из 12 штурмовиков, возглавляемая Бегельдиновым вылетела на штурмовку немецких танков и пехоты у Мишурина Рога. Прикрывали штурмовики 8 Як-1. Штурмовики взлетели парами, построились, подошли к аэродрому истребителей, те взлетели на сопровождение и пошли к цели.

Особенностью самолетов 800-го шап, а затем и 144 шап было изображение молний на фюзеляже
Особенностью самолетов 800-го шап, а затем и 144 шап было изображение молний на фюзеляже

На подходе к цели Бегельдинов заметил, что к переправам через Днепр подходят немецкие бомбардировщики. После доклада по радио ведущий штурмовиков и истребители получили новый приказ:

«вступайте в воздушный бой с бомбардировщиками противника, с тем, чтобы не допустить их к переправе»

И груженые «Илы», подтянувшись друг к другу, пошли вместе с Яками в атаку на три десятка Ju-87, прикрываемые шестеркой Ме-109. Собственно, Яки завязали бой с «мессерами», а «Илы» пошли в атаку на «Юнкерсы». И закончилось все тем, что немецкий строй развалился, а бомбы немцы сбросили, не долетев до цели:

«… Выйдя из атаки, я снова собрал в плотный строй несколько расстроившихся после первой атаки штурмовиков и пошёл на повторную атаку. С дистанции 600 метров под ракурсом 3/4 открыл огонь. Расстроенная группа бомбардировщиков после 2-й атаки так же неприцельно сбросила бомбы и, отвалив влево, ушла вглубь расположения своих войск…»

Так Талгат Бегельдинов потом описал этот бой в своих мемуарах.

Но для штурмовиков на этом задача еще не закончилась. Они ведь умудрились пойти в атаку гружеными бомбами. И поэтому после свалки с немецкими самолетами отправились выполнять основную задачу – штурмовать танки и пехоту немцев. И еще отработали в «круге звеньев» шесть заходов на немецкие позиции.

А самое знаковое в этой атаке то, что все 12 машин, принимавшие участие в вылете, вернулись на свой аэродром. Учитывая, что группа принимала участие в воздушном бою, а потом еще и штурмовала наземные позиции, продираясь сквозь огонь зениток и всего остального – результат более чем впечатляющий. Особенно, если вспомнить, что «Ил» - это совсем не истребитель, а штурмовик.

Кстати, Бегельдинов в годы войны сбил пять немецких самолетов, в том числе четыре «мессера». Для штурмовика – очень впечатляющий результат.

---------

Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.

Мои статьи и видео доступны также во « ВКонтакте » на YouTube , в Инстаграм