К 2024 году на Крымском полуострове будет реализован еще один крупный дорожный проект стоимостью около 32 млрд руб. — юго-восточный обход Симферополя. В ноябре 2021-го объявлено о выборе подрядчика и скором начале подготовительных работ. Новая дорога соединит трассу «Таврида» с дорогой на Южный берег Крыма и позволит разгрузить городские улицы, перенаправив потоки транспорта, идущие со стороны Краснодарского края, по объездному маршруту.
Дорога нужна!
Необходимость в альтернативной дороге стала очевидна после ввода моста через Керченский пролив. В летнее время машин становится так много (до 25 тыс. в сутки), что столица республики буквально встает намертво — чтобы выехать или въехать в Симферополь, необходимо потратить немало времени и нервов.
Готовить необходимую документацию по планировке территории для строительства объездной на основании распоряжения Совета министров Крыма начали в конце 2019-го. Главный вопрос, который долго висел на повестке дня — маршрут будущей трассы.
Но где?
Рассматривалось несколько вариантов, однако предпочтение специалистов было отдано дороге, которая проходит мимо Аянского водохранилища через село Заречное. Большинство местных жителей выступили против трассировки в сотни метрах от водоема, который с конца 1920-х используется для нужд Симферополя.
Опасения были и экологического плана, и практического. Последнее касалось тех, чьи дома попадали под снос. К тому же жители Заречного не хотели мириться с тем, что на смену сельской тишине и свежему воздуху придут звуки проезжающих авто и запах выхлопных газов. Поэтому властям предложили рассмотреть альтернативы, включая возможность проложить путь по землям действовавшего еще со времен СССР военного полигона. Но Минобороны РФ не одобрило это предложение.
В итоге в ноябре 2021-го, после длительных перипетий, остановились на критикуемом ранее варианте, предусматривающем строительство магистрали «Донское – Перевальное» вдоль водохранилища, что предполагает изъятие порядка 180 участков и снос 60 домов. В свою очередь, местные власти в лице главы республики Сергея Аксенова принесли извинения тем жителям, которым предстоит переезд, и заверили, что они получат соответствующую компенсацию.
Спорный проект
Относительно Аянского водохранилища инициаторы проекта подчеркивают, что опасения преждевременны, так как еще предстоит пройти все необходимые экспертизы, включая экологическую. А в непосредственной близи к водоему никаких работ, которые могли бы навредить объекту, проводиться не будет.
С другой стороны, о возможных рисках говорят и эксперты. Так, российский ученый, гидролог, член-корреспондент РАН, Виктор Иванович Данилов-Данильян, некогда возглавлявший Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, выступил категорически против строительства дороги около водохранилища, которое он назвал уникальным (практически не имеющим аналогов в России).
По его мнению, трасса окажет негативное влияние на экосистему данного объекта и вода в нем со временем станет непригодной к употреблению. В целом, инициатива в утвержденном варианте вызывает неоднозначную реакцию как среди жителей полуострова, так и среди профильных экспертов.
Проектированием в рамках контракта занимается АО «ВАД» — одна из крупнейших отечественных компаний в сфере дорожного строительства. За 27 лет работы за ее плечами десятки успешно реализованных проектов по всей стране, включая строительство трассы А-291 «Таврида». Эта же компания выступает и в роли генподрядчика проекта обход Симферополя.
Непосредственно к строительству самой дороги приступят в текущем году; открыть трассу протяженностью 27 км планируется в 2024-м. Ее пропускная способность составит свыше 30 тыс. транспортных средств в сутки.