В советское время отсутствовала безработица, потому что рабочих мест было более чем достаточно, а иногда люди даже и не работали, как это принято понимать в современном мире, а просто приходили на рабочее место и проводили время в ожидании окончания рабочего дня, получая при этом оплату. Но Юрий Андропов считал иначе, и в его понимании распустившихся людей, которые не хотели ничего делать, нужно было обуздать и вернуть в привычное русло, для чего был предпринят ряд мер, в том числе и законодательных. Как это было и что грозило безработным?
Безработные люди в ту пору получили даже специальное прозвище: их называли «БОРЗыми», что в переводе означало «без определенного рода занятий». К таким относились те, кто не хотел трудиться. Поскольку ситуация с трудоустройством выглядела несколько иначе, чем сейчас, а найти себе место работы мог любой желающий человек, то по мнению государственной власти работать должны были все, а о том, что не получается устроиться на работу, не могло идти и речи.
Для того чтобы выявить безработных, власти устраивали облавы, привлекая для их проведения сотрудников правоохранительных органов. Облавы проходили в любое время суток и в любом месте. Выйти из дома в рабочее время было проблематично, поскольку человека могли поймать и спросить, почему он не на работе и не на учебе. Дети и студенты, по мнению власти, весь день должны были находиться в учебных заведениях и не позволять себе вольностей в виде неспешных прогулок по улице или походов в кино. При этом власть совсем не интересовали те ситуации, когда человек вышел один раз за неделю в магазин будучи до этого время на больничном, впрочем, как и отпуск, и вообще любые индивидуальные обстоятельства.
Наказания за отсутствие работы было строгим и суровым. Помимо отчисления из учебного заведения или вынесения выговора от начальника, можно было реально лишиться свободы или отправиться на исправительные работы. Самое суровое наказание предусматривалось для «совсем от рук отбившихся», ну а те, кто попадался на нарушении в первый или всего лишь второй раз, грозил строгий выговор. Выговор выносили работодатели и деканаты университетов, учащихся школ отчитывали учителя. В большинстве случаев на этом все заканчивалось, но для граждан все эти явления все равно были огромным стрессом, с которым приходилось справляться каждый день. В рабочее время старались не выходить на улицу, а возвращаться домой с работы четко по расписанию «рабочего времени», чтобы не попадаться на глаза.
Такая политика хоть и преследовала благие цели, но никаких существенных результатов в экономику страны она не привнесла. Ресурсы, потраченные на облавы, были напрасными, поскольку люди научились выживать в таких условиях и приспосабливаться. Кто трудился и до начала облав, тот продолжал трудиться, а вот на тех, кто совсем не хотел работать, политика не повлияла никак. Такие просто отсиживались дома в нерабочее время, чтобы не попадаться на глаза и не попасть под проверку, а потом выходили и шли по своим делам.