Хотела написать заголовок "Игры с карточками", но все-таки исправила на "занятия", т.к. у самой очень неоднозначное отношение к развивающим карточкам и никак они у меня не ассоциируются с игрой.
У нас, конечно, карточек очень много, и на первых порах, при запоминании слов, расширении словарного запаса, обучении логики, группировке и т.д., карточки незаменимы.
Но, мир на них как будто плоский. Как будто нет места для фантазии, самостоятельности, интересу, предвкушению и приключениям, тому, что так любят дети.
Есть довольно известный бренд, который продает дорогие материалы для развития и, как будто бы гарантирует потрясающие результаты.
Конечно, я смотрела их материалы, еще когда дочь была маленькая, для сына тоже рассматривала покупку. Но меня очень смутила плоскость материалов. Все обучение строится на карточках и методичке с упражнениями, которые надлежит выполнять с ребенком.
Стоимость 6 000 рублей совершенно не радовала, и я выбрала вариант покупки карточек Домана в книжном магазине. И они нам отлично послужили. От них была действительно большая полезность на занятиях.
Для 5-6 лет, считаю карточки уже слишком простоваты и как раз мы с сыном и дочкой разрабатываем и тестируем то, что будет отвечать нашим интересам: можно играть, много эмоций, которые как раз и вызывают у детей желание их выразить и рассказать, любопытство, интерес к новому и сюрпризам, самостоятельность, желание иметь что-то только свое, поможет строить рассказ и создавать своими руками и в то же время обучает и развивает.
Что касается карточек, предлагаю некоторые находки, которые помогают ребенку запоминать слова и работать с ними.
Эффект запаздывания.
Повторяя слово несколько раз подряд, ребенок запомнит его хуже, чем если вы будете предлагать его через 6-110 других слов.
Эта особенность памяти называется эффектом запаздывания (lag effect).
Покажите новую карточку один раз, проговорив слово и уберите его вниз стопки. Когда вы вернётесь к первой карточке, она успеет немного закрепиться в памяти, а повторение сделает возникшую связь ещё крепче.
Эффект распределения.
Суть в том, чтобы возвращаться к повторению информации, когда она вот-вот забудется. Если вы будете возвращаться к выученной информации через день, 10 дней, месяц - информация прочно закрепится в памяти ребенка.
Чтобы использовать этот эффект разделите карточки на три стопки: совершенно новые (только что добавленные), более-менее знакомые и хорошо выученные.
Карточки из первой и второй группы можно брать с собой или повторять на каждом занятии, а карточки из третьей стопки - использовать только один раз в неделю.
Визуализация значения слова
Если я сейчас вам задам вопрос: как стоят стулья у вас на кухне?
Что вы сделаете в первую очередь?
Вы мысленно нарисуете картинку своей кухни, чтобы вспомнить. Мы все думаем картинками. И у детей слова гораздо легче оседают в памяти, когда они связаны с чем-то.
1. Преувеличение.
Если, допустим, вы учите ягоды, овощи или деревья, можно попробовать подготовить еще карточки с огромными, прямо гипер-огромными деревьями, и на прогулке показать такие ребенку
2. Движение
Мозг лучше концентрируется на движущихся объектах, попробуйте сделать свои визуализации подвижными, особенно если учите транспорт))
3. Что-то фантастическое и смешное
Это мое любимое)) Очень мне нравится доводить сына до смеха. Важно придумать что-то творческое, фантазийное, учите зверей - наряжайтесь в кого-нибудь и играйте в догонялки. Гарантированно, ребенок запомнит) Еще, допустим, учим глаголы, устроили зоопарк, сделали пруд из чашки, там живет крокодил, и я туда со всей силы бросаю слона и визжу 😁🤣
Помните, про любопытного слоненка, который хотел узнать, что ест на завтрак крокодил? У нас просто триллер получается и именно Ярик его проговаривает.
4. Связанное с эмоциями
Этот способ требует больше времени. но дает лучшие результаты. Все, что вызывает эмоции - положительные или отрицательные, глубоко врезаются в память.
Помню, Ярик совсем почти не говорил, когда мы записались на курс "Волшебный батут" и там он 10 дней подряд в батутном парке выполнял программу с тренером,в которую входил и веревочный парк и тарзанка.
Там Ярик впервые заорал фразу: мама, помоги мне!!! Мне хотелось и смеяться и плакать одновременно. Плакать, потому что мне было очень жалко сына, а плакать от счастья, что он хоть что-то говорит.
Я убеждена, что именно эмоции дают толчок детям к выражению того, что они чувствуют, что их потрясло, что им понравилось, чем они хотят поделиться.
Попробуйте, придать занятиям с карточками эмоциональности - это будет гораздо полезнее и интереснее для ребенка.