[...] Научно-материалистическое объяснение явлений природы, психики и общественной жизни — единственное действительное, надёжное средство борьбы с шаманизмом во всех его проявлениях. Точно так же неправильно причислять к шаманам по признаку влияния, авторитета среди сородичей. «Старики» пользуются обычно огромнейшим авторитетом в своём обществе. Рядовой туземец на всякий более или менее важный вопрос неизменно ответит: «не знаю», или в лучшем случае: «спроси у стариков». Встречая со стороны «стариков» упорную консервативность, глухую враждебность всяким новшествам, культурные работники иногда огулом всех «стариков» относят к шаманам, ведут по отношению к ним соответствующую политику.
Яркий пример такой ошибки — с. Карага, бывшее в своё время центром Дранкинской волости и точкой приложения неумелых культуртрегерских порывов, приведших в конечном результате к созданию религиозной секты во главе с шаманом Сэввэ. Последователи Сэввэ проповедывают возвращение к полной первобытности: «нам была бы только рыба да вода, чаю, табаку, водки и разных товаров не нужно», ожидают прихода Котыннэку, который пригонит оленей и уведёт их всех куда-то в хребты от ненавистных мэлгэтан. [...]
Жедяевский.
Полярная звезда. — 1929. — 25 апреля. — № 32.