Сергей уже третий месяц искал квартиру, но ничего подходящего по цене не находил. Ему была нужна квартира, чтоб отселить молодоженов, но денег на нее все время не хватало. Только он накопит, как цены опять вырастут. А с ипотекой ни он, ни его сын с женой связываться не хотели. И вот как-то после обеда, в дверь позвонили. Когда Сергей, нехотя открыл дверь, то увидал соседа снизу. Он был худ, хмур и небрежно одет. — К тебе можно? — спросил тот. — Заходи, — угрюмо произнес Сергей, размышляя, зачем тот пожаловал. Он с ним близко не общался, даже не знал, как зовут. Так, только здоровались при встрече по-соседски, да и все. Могли, правда, когда бывали слегка навеселе, поговорить о спорте или о погоде.
Сосед прошел на кухню и плюхнулся на табурет. Именно плюхнулся, а не сел. Ноги его плохо держали. — Тебя, Сергеем звать? — спросил он, посмотрев грустно на хозяина квартиры.
— Да, а что? — ответил Сергей, оставаясь в проеме двери. — А меня Александр Николаевич, — он протянул Сергею руку. Тот машинально пожал ее. — Ну, вот и познакомились. Ты извини, что я так к тебе пришел без приглашения. Нужда, брат, привела. Ох, какая нужда, — и он тоскливо посмотрел в окно, где еще светило солнце, было тепло, но уже начинался листопад.
— Слушаю, — как-то не очень заинтересованно проговорил Сергей. — Я хоть тебя и постарше, но давай на ты, давай неофициально, произнес сосед.
"Однако ему явно что-то надо", — подумал Сергей и очень внимательно посмотрел на соседа. — Садись, разговор будет долгим. А у тебя водки нет? — вдруг неожиданно спросил Александр Николаевич. И хотя Сергей был не очень расположен к застолью, машинально достал открытую бутылку из холодильника. — Только я не буду, желудок побаливает, — сказал Сергей, поставив перед соседом рюмку. — Ха, желудок, — бросил сосед, наливая рюмку. — желудок — это ерунда. Я после двух инфарктов, но и то пью. Налей хотя бы чисто символически. Одному пить как-то несподручно и непривычно. Сергей повиновался, достал закуску и присел рядом с соседом.
— Грустные, брат, у меня дела, — сказал сосед, когда залпом залил первую. — Врачи сказали, что не долго мне осталось, если я не найду денег на лечение. Сергей понял, к чему тот клонит, и денег решил не давать. А сосед как будто уловил мысли Сергея и произнес: — Не бойся, просить в долг не буду. Мне много надо. Пожалуй, никто и не даст столько в долг, потому как отдать я все равно не смогу, пенсия не та. Помолчали. Сергей не знал, о чем спросить, а сосед, видимо, не знал, как лучше начать разговор. — Я знаю, что у тебя деньги есть, ты копишь на квартиру, — вдруг неожиданно произнес Александр Николаевич. От чего Сергей даже вздрогнул и только пожал плечами. — Да-да, я слышал от соседки.
Так вот, покупай у меня квартиру, мне часть денег нужна уже завтра. — Да ты что, сдурел, — вырвалось у Сергея, — где я тебе возьму такую сумму. Ипотеку брать не буду, — категорично закончил он. — Да и не надо, — проговорил Александр Николаевич, наливая себе еще рюмку водки. — Бери за столько, сколько есть. Я знаю, что у тебя немного не хватает. Понимаешь, деньги нужны срочно, у меня какую-то редкую болезнь обнаружили. Если срочно не проведу лечение, то все.. Зачем мне тогда квартира? А если будут деньги, то мне обещают достать нужное лекарство. По рукам?
— Но у меня по нынешним ценам только на две трети квартиры хватит, — сказал взволнованный Сергей, и тоже от волнения махом выпил рюмку. — Ну, вот и отлично. Этого мне на лечение и на комнату на окраине города хватит. Если вылечусь, то жить-то где-то нужно будет. Так, договорились? — Александр Николаевич даже повеселел. — Я лично за, но надо поговорить еще с моими детьми, — промолвил Сергей, — квартира-то для них. — Ну, так я на тебя надеюсь. Вечерком позвоню или загляну. Понимаешь, мне завтра надо оплачивать курс лечения, иначе не попаду на этот, а до следующего могу и не дожить..
Так мне сегодня врач сказал. Так что ты уж меня не подводи, помоги! — сосед посмотрел на Сергея обнадеживающим взглядом, налил себе еще рюмку, залпом осушил ее и быстро вышел из квартиры. Вечером, за ужином Сергей поделился с сыном и снохой новостями. Сноха, услышав такое, аж захлопала в ладоши от радости. Тогда как сын известием был несколько озабочен. — Это хорошо, с одной стороны, — начал он, медленно подбирая слова, — но, с другой, немного стремно. А вдруг сосед передумает? — Ну и пусть. Первое слово дороже второго, — вновь радостно "запела" сноха, наливая суп в тарелку.
— Да, дело вроде как хорошее, но, как говорит сын, стремное, — подал реплику сам Сергей. — Я хоть его не очень знаю, но слышал, что тип еще тот, скандальный. "М-да, как быть?" — раздумывал Сергей. Все молчали. И даже сноха под хмурым взглядом мужа прикусила язык. Но по ее виду чувствовалось, что она недовольна стремлением мужа и свекра свернуть тему выгодной покупки квартиры. — А вдруг наши деньги ему помогут, — молвил далее глава семейства. — Может, это судьба? — Судьба, конечно, судьба, — тут же включилась в обсуждение темы невестка. — Грех отказываться от такой удачи. Нам же так до конца жизни не решить квартирный вопрос.
Они еще битый час сидели и обсуждали свою жилищную проблему, но, в конце концов, решили рискнуть. Поэтому, когда вечером зашел сосед, то они сказали, что готовы купить у него квартиру за две трети ее рыночной цены, но при условии, что тот свое решение изложит на бумаге и удостоверит у нотариуса. На этом настояла во время семейного совета жена Сергея. Сосед немного странно воспринял их встречное предложение. Он с усмешкой посмотрел на семейство и только махнул рукой. На следующий день Сергей с соседом и сыном пошли к нотариусу, чтобы оформить все бумаги. Была очередь, и сосед нервничал и поглядывал на часы — до конца дня он должен был внести взнос за лечение. Но все закончилось благополучно.
Они заключили договор купли-продажи квартиры и отдали его на регистрацию. Деньги за 2/3 квартиры отдали Александру Николаевичу. Вскоре сын Сергея сходил в Россреестр и получил документы на квартиру. Вечером зашел Александр Николаевич и сказал, что он сейчас будет лечиться амбулаторно, поэтому через неделю может освободить квартиру. Через 10 дней Сергей с сыном помогли Александру Николаевичу переехать на новое место жительства — небольшую комнату в старом доме на окраине.
Там жил его давнишний приятель, который и приютил на время Александра Николаевича. Прошло около полугода. И в один прекрасный день на пороге Сергея вновь появился Александр Николаевич. Желтизна с лица ушла, круги под глазами исчезли, а на щеках играл легкий румянец. Может, после с мороза, но выглядел его бывший сосед выздоровевшим.
— Ну как, помогло лечение? — спросил он Александра Николаевича. Спросил так, между делом, потому как и сам видел, что помогло. Тот на предложение пройти отказался, стоял и чесал затылок, не знал, как начать разговор. Сергей смотрел на него недоуменно, у него от такой паузы возникло какое-то волнение. — Ну чего ты молчишь? — не выдержал хозяин квартиры. — Говори, что случилось. Речь о смерти уже не идет? — О смерти нет, а вот о квартире — да, — сказал Александр Николаевич и потупил взор. — В смысле о квартире? О какой квартире? — спросил Сергей. — Ну, о моей, о той, которую я вам продал, — в голосе пришедшего появилась уже некая твердость.
— Не понял! — проговорил Сергей, начиная злиться. — Тебе были нужны деньги, ты нам продал. Ты же сам нас упрашивал ее купить. И чего сейчас? — Хочу, чтобы вы мне ее вернули, — быстро выпалил Александр Николаевич. — Как это вернули? Ты в своем уме? — возмутился Сергей. — Мне сказали, что я могу, нет, имею право на возврат квартиры, — невозмутимо проговорил Александр Николаевич. — Это была кабальная сделка! Мне было просто деваться некуда, вот я и продал, да еще и намного дешевле рыночной стоимости. Врач ошибся в диагнозе и чуть меня не залечил. Хорошо, его выгнали, а новый мне сказал, что если бы я еще месяц принимал эти лекарства, которые тот мне прописал, то процесс стал бы необратимым, и никто бы меня не смог уже спасти.
Но мне повезло. За два месяца в больнице и месяц в санатории я пришел более-менее в норму. Сейчас хочу получить обратно свою квартиру. — Ты с ума сошел, — возмущенно сказал Сергей. — Как ты себе это представляешь? Денег у тебя на выкуп, как я понял, нет... — Почему нет, — весело промолвил Александр Николаевич. — У меня осталась половина от тех, что вы мне дали. А вторую половину я вам выплачу, даже с процентами. — Ну и смешной же ты, Александр, — от волнения и возмущения Сергей забыл даже добавить отчество. — Иди с богом. Когда будет вся сумма, плюс деньги за ремонт, который мой сын сделал, вот тогда и приходи. А так что за разговор? Никто квартиру освобождать не будет.
Мыслимое ли дело: вчера — возьмите "жизни ради", а сегодня — отдайте обратно. Мы же не в детском саду, не в игрушки играем, чтоб так перекидывать квартиру из рук в руки. — Хорошо! Не хотите добровольно отдавать, я в суд на вас подам, — зло проговорил Александр Николаевич. — Мне адвокаты сказали, что правда на моей стороне... — Иди, иди, — Сергей, не дослушав пенсионера, выставил его за дверь. — Подавай. Никакой суд без денег тебя не вселит. Вот принесешь деньги, тогда и будем разговаривать, а так что, одна болтовня.
Когда сосед ушел, то Сергей крепко призадумался, потом позвонил знакомому риелтору и попросил о встрече. И хотя в душе он чувствовал, что по сути был прав, но мало ли, может, закон все же не в его пользу, поэтому консультация о том, как ему правильно поступить в такой ситуации, решил Сергей, лишней не будет..
__________________________________________
Вот такая вот история приключилась в одном из городов большой России.. Имена героев изменены..
Кабальная сделка — сделка, совершённая на крайне невыгодных условиях, которую человек был вынужден совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств, чем другой человек мог воспользовался.
( Статья 179 Гражданского Кодекса РФ)
____________________________________________
Если статья оказалась полезной, ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить продолжение!