Найти тему
Александр Матусевич

Заповедный напев

Московский ансамбль духовной музыки "Благовест" под руководством Галины Кольцовой презентовал в Зеркальном зале Москонцерта на Пушечной улице монографическую программу из произведений советского классика Александры Пахмутовой

Фото: Александр Матусевич
Фото: Александр Матусевич

"Благовест", специализирующийся уже не одно десятилетие на исполнении русской и зарубежной духовной музыки, взялся за дело необычное – за советскую песню. Правда, это уже не первый опыт – периодически коллектив позволяет "вылазки" за пределы "собственной епархии". Так, несколько сезонов назад он очень удачно представил в Рахманиновском зале Московской консерватории мюзикл Евгения Крылатова и Юрия Энтина "Русалочка". Были и другие неожиданные программы.

Тем интереснее было узнать, как коллектив проинтерпретирует советскую песенную классику, какие найдет интонации и акценты. Хоровые переложения произведений осуществил главный хормейстер "Благовеста" Денис Анзигитов, он же и дирижировал на концерте в Зеркальном зале. Арт-директор "Благовеста" композитор Антон Висков дал своим подопечным такую установку: "Музыкальная стилистика песен Пахмутовой вобрала в себя практически все пласты и направления российского песенного искусства. Ораториальным пафосом, идущим от глубоко укоренённой православной традиции, веет от многих её песенных шедевров. И в этом она близка другому замечательному композитору – Александру Александрову, который, будучи автором церковных песнопений, создал и такие духоподъёмные полотна, как "Вставай, страна огромная" или наш Государственный гимн.  Ярко выраженной русскостью наполнены многие её прекрасные творения, будто бы вобравшие в себя красоту родной природы, отразившие силу духа русского человека".

Фото: Александр Матусевич
Фото: Александр Матусевич

Таким образом, "Благовест" прочитал песни Пахмутовой с близких ему позиций. В этой связи особенно удачно прозвучали сочинения гимнического плана (например, "Поклонимся великим тем годам"), а также ярко выраженные лирические опусы – "Нежность", "Белоруссия" и пр. Менее убедительными оказались "откровенно" просоветские вещи, такие, например, как динамично-энергичная песня "Любовь, комсомол и весна!"

Исполнение двух песен носило очевидно мемориальный характер, поскольку в уходящем году наша культура потеряла двух гениальных музыкантов, чьи имена тесно и неразрывно связаны с этими произведениями – еще и в этом контексте они были очень уместны в памятный вечер. Невероятной красоты мелодика "Беловежской пущи" автоматически воскресила в памяти имя легендарной советской колоратуры Бэлы Руденко – первой исполнительницы великой песни. Сдержанная патетика и энергичный надрыв песни "Оглянись, незнакомый прохожий" естественно заставили думать о не менее легендарном Александре Градском. В обоих произведениях солировал тенор Борис Комлев. Помимо него в других песнях солировали певцы "Благовеста" - Полина Полякова, Алексей Дроздов, Дмитрий Степанович, Диана Шнурова, Наталья Привалова.

Особую краску концерту добавили оригинальные хоровые произведения Пахмутовой, прозвучавшие в самом начале концерта – три песнопения из цикла "Земля моя златая":  в них явственно ощущалась тесная связь композитора с русской национальной хоровой традицией, очевидные переклички с музыкой Георгия Свиридова, Валерия Гаврилина, Родиона Щедрина и других признанных отечественных мэтров-хоровиков.

В концерте принял участие дружественный "Благовесту" коллектив – Старший хор Центра творческого развития "Радость" под управлением Екатерины Дунаевой. Это была особая краска вечера – сочетание взрослого академического и задорного детского звучания. Особенно понравились дети-солисты, обладающие яркими голосами. Кроме того, не обошлось и без давнего партнера "Благовеста" рок-группы "Зеркало" - без нее многие композиции утратили бы аутентизм и драйвовость.

Концертная программа оказалась чудесным подарком столичной публике, настраивая ее не только на новогодне-рождественскую тематику, которой в эти дни и так кругом в избытке, а на важную патриотическую линию, столь сильно и выпукло представленную в творчестве прекрасного композитора-мелодиста, нашей современницы Александры Николаевны Пахмутовой.

3 января 2022 г., "Ревизор"