Найти тему

Йеркс и Додсон грозят пальцем родителям выпускников, сдающих ЕГЭ, и советуют относиться к некоторым вещам проще.

Сегодня с утра на небе только и разговоров, что о законе Йеркса-Додсона, ЕГЭ по русскому, избыточной стимуляции и нервных болезнях.

Каждый год я даю своим выпускникам небольшую анонимную анкету, в которой они выставляют баллы-оценки своей работе, моей работе (косвенно), своим ощущениям и так далее. Вся эта кухня посторонним людям мало интересна, призвана уточнять и корректировать именно моё взаимодействие с учениками. Утверждения, требующие оценки, в анкете постоянно меняются в зависимости от года, потока и т.п. Девочки и мальчики, как правило, отвечают на вопросы по-разному, что тоже даёт мне пищу для размышлений. Однако есть в анкете утверждение, который никогда не меняется и которому и мальчики, и девочки, присваивают одни и те же баллы. И из года в год.

Утверждение звучит так: «Больше всего тебя нервирует (-ют) и пугает (-ют)…» – и дальше варианты. Про школу, репетитора, онлайн, офлайн – все эти утверждения всегда «плывут», то есть баллы по ним очень разняться. Но за продолжение «…вероятность того, что не оправдаешь ожидания» редко кто ставит 9 баллов. Десяточка из десяти – это практически постоянная оценка.

Классика жанра
Классика жанра

Угадайте, чьи ожидания так боятся не оправдать выпускники?

Наверно, мои ))

Очень много разговоров ведётся о том, что выпускники перегружены. Очень многие к марту уже валятся с ног от усталости, даже не столько физической, сколько психологической. То, что часто причиной этому является несформированность навыка интенсивно работать, мы пока опустим. Вспомним о законе оптимума мотивации Йеркса-Додсона.

Если вкратце в сухом остатке, закон (выведенный эмпирически, но так и за 100 лет никем не опровергнутый) утверждает, что избыточное стимулирование ровно настолько же непродуктивно, как и недостаточное. Когда человек замотивирован на совершение действия, он испытывает эмоции. Чем сильнее стимулирование мотивации, тем интенсивнее деятельность и сильнее эмоции. Однако на каком-то этапе стимулирования эмоции начинают зашкаливать, и качество деятельности резко падает, или же деятельность вообще разрушается. Это мы можем постоянно наблюдать на очень эмоциональных детях: дома учил-учил правило, вышел к доске – ничего не может сказать, всё забыл. Закон Йеркса-Додсона наглядно.

В моей подготовке часто бывает, что я больше работаю даже не столько с установлением навыка, сколько с отношением к экзамену. Именно оно очень часто становится причиной того, что сильный ученик, «идущий» на сотню, делает на экзамене идиотскую ошибку, а то и две-три. Напряжение бывает просто запредельным. Семнадцати-, восемнадцатилетние выпускники не понимают, как им с этим напряжением справиться. На них давит важность экзамена – во всех смыслах.

Но давайте честно положим руку на все места: на своих детей очень часто избыточно давите вы, их родители.

Еще раз скажем: десять из десяти, редко девять из десяти – это тот балл, которым выпускники оценивают свой страх не оправдать ваших ожиданий. Их даже не столько волнует поступление (за этот пункт больше 7-8 баллов никогда не набирается). Им всем: мальчикам, девочкам, отличникам, медалистам, оболтусам, лентяям – страшно, до трясущихся пальцев страшно, какими глазами вы посмотрите на них, когда будут объявлены результаты.

Я не претендую на чистоту эксперимента, и можно к чему угодно придраться в моем опросе – я не психолог. Но я 20 лет работаю со старшеклассниками и к очень многим «законам» психологии пришла эмпирическим путём. Кто бы спорил, что ЕГЭ нужно сдать хорошо. Кто бы спорил, что поступление в нужный вуз – это дорога в жизнь. Но скажите уже своим детям, что вы их любите любыми. Что их результат на каком-то несчастном экзамене не изменит вашей любви. Скажите, что вы ими гордитесь. Вашим детям это требуется, поверьте. Они должны прийти на экзамен, находясь (мой доморощенный эмпирический термин) в «мобилизационном стрессе». Если он будет зашкаливающим, высокого результата ждать бессмысленно. И вы, именно вы можете отрегулировать тот стресс, который испытывает ваш ребенок.

Как еще помочь своим детям перед экзаменом? Как это ни странно бы звучало (на самом деле логично), но, чтобы результаты были выше и эмоции не захлестывали, надо снижать значимость деятельности. Это называется переоценка иерархии мотивов, но это уже другая история.

Я постоянно веду «психологическую» работу с выпускниками на занятиях и онфлайн, и онлайн. Я «воспитываю» стобалльников, это вопрос профессиональный. Как раз идёт набор в мини-группы на второе полугодие. Поработаем вместе? )