Гиви Ираклиевич Сипрошвили (1940 г.р.) - член Союза художников РФ, стал для меня открытием уходящего года.
Пусть и для вас его работы откроют тонкую вибрацию восприятия мира и даже его фантасмагорию в чистом виде. Смотрите:
...цвет вибрирует и сливается друг с другом без четких границ. Это не цветопись - светопись.
Сам мастер Гиви говорит о своём творчестве так: «Честно говоря, я всегда хотел, чтобы мои работы показывали характер и состояние человеческой души. Наверное, в этом и проявляется влияние старых мастеров на мое творчество. Многие из персонажей моих работ вымышлены, но возникают из повседневных наблюдений, из живых зарисовок».
В данном случае сюжет канонический, и на многиих иконах есть, и на полотнах великих мастеров - Босха, Боттичелли, Боутса, Брейгеля - и это только на одну буквицу "б" - а если пройти и по всему алфавиту, места не хватит в этой заметке.
Однако все эти работы земные, в них нет света той самой путеводной звезды, которая привела магов (в нашем нынешнем понимании волхвов) к Иисусу. Это и понятно, художники руководствуются каноном, текстом заказчика.
В Евангелии от Матфея говорится: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему»… «звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец». ... «они возрадовались радостью весьма великой. И вошедши в дом, увидели Младенца с Марией, Матерью Его, и падши поклонились Ему».
Кстати, в Евангелии не говорится, сколько было волхвов. В римских катакомбах есть изображения и с двумя, и с четырьмя волхвами.
Здесь мы видим магов в римских одеждах. В общем-то второй век, ближе всего ко времени события. И - отмечу - в первохристианских текстах магов было 12. Но потом усомнились - даров всего три, зачем лишние маги? И зачем вообще маги? У католиков это стали цари, у православных волхвы. Земное понятное восприятие. Но вернёмся к картине светоносного Гиви.
Что это за Звезда, которая вела магов?
Библия об этом не говорит, но в книге "Криптограммы Востока" есть как бы дневниковая запись:
По лицу земли, не зная точного места, мы шли. Указы Терафима вели изо дня в день. Когда мы слышали - "близко", именно тогда мы теряли всякие признаки жилья.
Можно ли ожидать чудо неслыханного Провозвестия среди верблюжьих отбросов и ревущих ослов? Мышление человеческое пыталась поместить будущего Пророка хотя бы около храма или среди величественных стен.
Мы получили Указ остановиться на бедном постоялом дворе. В низком помещении, обмазанном глиною, мы остановились на ночь. Костер и маленькая масляная лампа наполняли комнату красным светом.
После ужина мы заметили, что служанка сливает остатки молока в отдельную амфору. Сказали ей: "Не годится сохранять это". Она же сказала: "Не для тебя, Господин, но для бедной женщины. Здесь, за стеною, живет плотник, у него недавно родился сын!"
Потушив огонь, мы возложили руки и спросили! "Куда нам идти дальше?" Было сказано: "Ближе близкого, ниже низкого, выше высокого". Не поняв смысла, мы просили Указа. Но было сказано только: "Пусть уши слышат".
И сидели мы в темноте и в безмолвии. И услышали, как заплакал ребенок где-то за стеной. Мы стали замечать направление плача и услышали материнскую песенку, которую можно часто услышать в доме землепашца. Она значит:
"Пусть люди считают тебя пахарем, но я знаю, сынок, что ты царь. Кто же, кроме тебя, возрастит зерно самое тучное? Позовет Владыка сынка моего и скажет: "Только твое зерно украсит пир Мой. Сядь со мною, царь лучших зерен!"
Когда мы услышали эту песенку, три удара раздались в потолок. Мы сказали: "Мы утром пойдем туда".
Перед рассветом мы одели лучшие одежды и просили служанку провести нас по направлению плача. Она сказала: "Господин хочет посетить семью плотника, лучше я проведу вас кругом, потому что здесь надо пройти через загон скота". Помня Указ, мы избрали краткий путь.
Вот за яслями маленькое жилище, прислоненное к скале. Вот у очага женщина и на руках - Он! Какие же были знаки при этом? Он протянул к нам ручку, и на ладони был красный знак. На этот знак мы положили лучшую жемчужину из привезенных нами.
Передав ценности и священные предметы, мы предупредили мать о необходимости странствий. И немедленно отправились обратно, выйдя через тот же загон скота.
Позади мать сказала: "Видишь, сынок, ты царь. Этот алмаз поставь на лоб коня своего".
Мы ушли, помня знак красной звезды на ладони. Тогда же было сказано помнить время красной звезды на лбу воина.
Не буду сравнивать мнения богословов и теософов, мы же о свете Звезды в Иисусе, а не о человеческих восприятиях чуда.
Гиви Сипрошвили видит свет материнства и в обычной женщине, и это великий дар ему от Бога!
Звездное сияние да пребудет в его работах и ныне, и присно и во веки веков!