Зима, лютый холод. Мы идём по колено в снегу между поваленных деревьев и каждую минуту сверяемся с картой. Кажется, мы сбились с пути… Но нет, внезапно, вдалеке показываются массивные сооружения из старого бетона. И мы, промочив ноги окончательно, спускаемся к ним.
Перед нами — укрытия для крупногабаритной техники и личного состава, если верить викимапии. Точно сказать, какая именно техника здесь хранилась, сложно, но могу предположить, что это были тягачи для перевозки ракет.
Много лет назад здесь было проведено электричество, а внутри было сухо, чисто и тепло, благодаря локальному отоплению. Так что, военные могли нести дежурство в довольно комфортных условиях.
Впрочем, сейчас сложно поверить, что когда-то здесь была войсковая часть и обитали люди — сооружения сильно разрушены, а большая часть металла спилена мародёрами.
На территории три ангара, ранее принадлежавшие 28-ой ракетной дивизии. Ещё три года назад ангары были облицованы внутри железными тюбингами, но время берёт своё, и до металла добрались нехорошие люди, после чего остался лишь голый бетон.
Зато металл остался в потернах, которые идут рядом. Стены отделаны сталью в целях изоляции. Вероятно, эта технология применялась для усиления защитных свойств сооружения, а возможно, и для экранирования. Из-за этого помещение очень тёмное: сталь сильно поглощает свет. Встроенный фонарик на телефоне, который довольно яркий в других условиях, здесь почти ничего не освещал. А вот профессиональный фонарь на 600 люмен уже смог осветить тоннель.
Чтобы спуститься в потерну, нужно пролезть в довольно узкую дырку, так как вход сильно завален снегом. На этом моменте ленивая половина нашей группы решает идти обратно, мы же спускаемся вниз и идём вглубь потерны.
В голом коридоре периодически валяются пустые бутылки из-под пива и энергетиков, а также пачки из-под сигарет. Стены же покрыты ржавчиной. Довольно унылая картина, хотя и впечатляющая.
На углу видим туалет, состоящий когда-то из двух кабинок. Из пьедестала, который служил вместо унитаза, одиноко торчит срезанная канализационная труба. Само сливное отверстие кто-то оприходовал под мусорку.
Пройдя потерну насквозь, мы вылезаем уже в другую дырку и возвращаемся к машине, так как смотреть здесь, к сожалению, больше нечего.