12 января 2022 г. исполняется 115 лет со дня рождения Сергей Павловича Королёва, выдающегося советского конструктора космических систем, основоположника практической космонавтики, председателя Совета главных конструкторов, академика и дважды Героя Социалистического труда. Его непростой и порой трагический жизненный путь можно разделить на несколько этапов, которые объединяет любовь к небу и полётам. Мы вспоминаем самые знаковые события жизни Главного. В статье использованы материалы журнала «Новости космонавтики» (ныне — «Русский космос»).
Первым делом — самолёты
Будущий Главный конструктор ракетно-космических систем родился в Житомире в семье учителей 12 января 1907 г.
Но до того, как стать основоположником практической космонавтики Сергей Королёв увлекался авиацией — в 1924 г. он поступил на авиационное отделение механического факультета Киевского политехнического института, где разработал проект планера «безмоторный самолет К-5». Из-за расформирования отделения он перевёлся в Москву, на третий курс МВТУ (ныне МГТУ им. Баумана).
Здесь он получает звание пилота-планериста, строит планер «Коктебель», параллельно с учёбой работает в конструкторском бюро Государственного авиационного завода №22, а затем в отделе ОПО-4 при заводе №28. А в декабре 1929 Сергей Королёв защищает дипломный проект легкого самолета СК-4 под руководством Андрея Туполева. Это ему впоследствии очень пригодится: после несправедливого ареста и ссылки работа в авиационной «шарашке» просто спасёт ему жизнь. А пока, с июля 1930 по сентябрь 1933 г. он работает старшим инженером в ЦАГИ.
Рождение ГИРД
Во время работы в ЦАГИ Сергей Павлович увлекается ракетами. В сентябре 1931 г. он стал одним из организаторов московской Группы изучения реактивного движения (ГИРД) при Осоавиахиме СССР. А с 1 мая 1932 г. Королёв возглавил ГИРД.
17 августа 1933 г. — в 26 лет (!) он уже руководит первым в СССР летным испытанием ракеты с двигателем на гибридном топливе «ГИРД Р-1» (объект «09» конструкции М.К. Тихонравова) в подмосковном Нахабино. А 25 ноября управляет пуском ракеты на жидком топливе «ГИРД-Х» (создана под руководством Ф.А.Цандера и Л.К.Корнеева). Далее Сергей Королёв целых пять лет работает в Реактивном научно-исследовательском институте Наркомата тяжелой промышленности. В 1934 г. он делает доклад «Полет реактивных аппаратов в стратосфере», в «Военгизе» выходит его книга «Ракетный полет в стратосфере».
Тюрьма и слава
В ночь с 27 на 28 июня 1938 г. Сергей Королёв был арестован и приговорён к тюремному заключению сроком на 10 лет с конфискацией имущества, начинается трагическая страница его биографии.
С 3 августа 1939 г. он находился на Колыме, на золотоносном прииске «Мальдяк» управления Севвостлага НКВД СССР. Решение пленума Верхового суда СССР от 13 июня 1939 г., заочно отменившее приговор и направившее дело на новое расследование, добралось до Мальдяка лишь в ноябре. Едва не умерший в дороге Сергей Королев, был доставлен в Бутырскую тюрьму 28 февраля 1940 г. По стечению обстоятельств, в этот же день на подмосковном аэродроме в Подлипках был выполнен первый в СССР полёт ракетоплана «РП0318-1» с ЖРД его конструкции. 10 июля 1940 г. — особым совещанием при НКВД СССР Сергей Павлович заочно осужден к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере, а 18 сентября — переведён из Бутырской тюрьмы в Особое техническое бюро при наркоме внутренних дел СССР (ЦКБ-29, Москва, ул. Радио). Находясь в заключении, он принимает участие в разработке проекта пикирующего бомбардировщика Ту-2 (работал в «шарашке», из которой выросло известное впоследствии на весь мир КБ Туполева).
В июле 1941 г. вместе с ЦКБ-29 Сергей Королёв был эвакуирован в Омск, а 19 ноября 1942 г. – переведен в Казань, где работал над реактивными установками под руководством Валентина Глушко. 27 июля 1944 г. решением Президиума Верховного Совета СССР Сергей Королёв был досрочно освобождён в числе группы специалистов 4-го спецотдела. А уже 1 августа он пишет заявление с просьбой принять его на должность заместителя главного конструктора ОКБ ракетных двигателей. Окончание войны Сергей Павлович встретил уже в должности руководителя группы НИИ-1 Наркомата авиационной промышленности, получив орден «Знак почета» за создание образцов новой техники.
Окончательная реабилитация Королёва состоялась только в апреле 1957 г. Как ни парадоксально, к этому времени он был уже членом КПСС, членом-корреспондентом АН СССР, Героем Социалистического Труда, награжден двумя орденами Ленина. А пока, 7 сентября 1945 г., начинается новая и самая интересная глава в трудовой биографии Сергея Павловича, — он направлен в Германию для изучения трофейной ракетной техники.
«21 августа 1957 г. межконтинентальная баллистическая ракета «Р-7» впервые успешно стартовала и достигла цели. 7 сентября состоялся очередной, подтвердивший результаты предыдущего, что и позволило использовать эти ракеты для запуска первых двух искусственных спутников Земли (типа ПС)», — напоминает журнал «Новости космонавтики».
Уже 17 сентября 1957 г. с трибуны Колонного зала Дома Союзов Королёв произносит: «В ближайшее время с научными целями в СССР и США будут произведены первые пробные пуски искусственных спутников Земли». Что и было сделано 4 октября 1957 года (запуск «Простейшего спутника» или ПС-1). Вообще Королёв с начала первых успешных пусков межконтинентальных баллистических ракет начал убеждать высшее политическое руководство страны в целесообразности вывода спутника на орбиту, но удалось это сделать лишь к 1953 г. А в 1954 году решение оформлено официально — принято постановление о создании в НИИ-4 группы во главе с Тихонравовым для проектирования спутника.
«Первый успешный пуск «семерки» укрепил уверенность Королева в том, что можно запускать на ней спутник. И он убедил Хрущева в том, что это не повредит запуску военных ракет. Он мечтал о том, чтобы запустить спутник раньше американцев: разведка донесла, что США тоже готовят первый спутник и хотят запустить его чуть ли не в октябре. Поэтому Сергей Павлович очень спешил — нельзя было допустить, чтобы американцы нас опередили» — отмечала Наталья Королева, дочь Главного конструктора.
Космическую лабораторию, тяжёлый полноценный научный спутник не успевали запустить в назначенные сроки. Поэтому было принято решение запустить ПС-1, во что бы то ни стало опередив американцев. В итоге США опоздали почти на 4 месяца, запустив свой первый спутник «Эксплорер-1» лишь 1 февраля 1958 года. Конечно, полноценный научный спутник тоже запустили, но уже 15 мая 1958 г. («Объект Д»).
«Есть какая-то знаковость в том, что год начала космической эры был годом 50-летия С.П.Королева и 100-летия со дня рождения К.Э.Циолковского», — отмечает Л.А. Филина в специальном материале «Новостей космонавтики» (№3 (230), 2002).
Трудно перечеслить все последствия запуска ПС-1, но одно из них отметим особо. 28 декабря 1957 г. Совет Министров СССР за успешное создание и запуск в Советском Союзе первого в мире ИС Земли принял решение построить дачи для всех семи главных конструкторов знаменитого «Совета главных». Сергей Павлович выбрал небольшой двухэтажный особняк в одном из переулков Останкино, где он и прожил с ноября 1959 до самой своей смерти в январе 1966 г. Отсюда он мотался в постоянные командировки на Байконур, где провожал в полёт первого космонавта Земли (Юрий Гагарин, 12 апреля 1961 г.), а затем ещё 10 космонавтов, включая Германа Титова (первый суточный полёт 6 августа 1961 г.), Валентину Терешкову (16 июня 1963 г.), Алексея Леонова и Павла Беляева (выход в открытый космос, 18 марта 1965 г.).
Именно в этом домике Сергей Павлович по телевизору смотрел репортаж с Красной площади о встрече первого космонавта Земли 14 апреля 1961 г. К сожалению, «рассекретили» Королёва только после смерти, долгие годы он оставался «таинственным главным конструктором», которого хранили от публичных мероприятий.
Именно отсюда «5 января 1966 г. Королев ушел из Останкинского особняка на «пустяковую», как говорили врачи, операцию, а оказалось – навсегда», — сообщается в репортаже из дома-музея академика С.П. Королёва («Новости космонавтики», №8 (271), 2005).
До неожиданной для всех смерти 14 января 1966 г., Сергей Королёв успел увидеть первое воплощение своих планов о межпланетных путешествиях. Так 14 сентября 1959 г. была запущена АМС «Луна-2» (впервые достигла поверхности Луны), 4 октября — АМС «Луна-3» (передача на Землю фотографии обратной стороны Луны). 1 ноября 1962 г. – состоялся первый успешный пуск в сторону Марса (АМС «Марс-1»). 16 ноября 1965 г. – запуск АМС «Венера-3» (достигла поверхности Венеры 1 марта 1966 г., уже после смерти Королёва). При нём были начаты работы по программам облета Луны пилотируемыми кораблями «Союз», запускаемыми ракетой-носителем «Протон-К» (связка УР-500К–Л-1). Были начаты работы по программе Н-1 – Л-3 для по высадки космонавтов на Луну. И кто знает, как прошло бы соревнование в космосе, если бы не смерть Главного.