Найти тему
Занудный балет

Я видел ее! Она с ним! А он смотрит на меня с презрением!...

Иногда сама жизнь подкидывает такие сюжеты, что создателям фильмов и придумывать ничего не надо - бери готовое и снимай.

Итальянец Доменико Сегарелли был одним из немногих представителей своей страны - мужчин, которому посчастливилось быть приглашенным на главную балетную сцену тех лет: сцену Парижской оперы (хотя итальянки блистали там постоянно). Несмотря на то, что он был превосходным танцовщиком, у себя в стране он прославился прежде всего как мастер пантомимы, и в 1856 году его наняли для исполнения именно мимической роли. Человек диковатого вида и переменчивого темперамента, с мрачным и угрожающим взглядом, требуемым по сценарию, Сегарелли как нельзя лучше подходил для исполнения партии предводителя пиратов Конрада в балете "Корсар". Для этого его специально и приглашали.

Доменико Сегарелли
Доменико Сегарелли

Успех "Корсара" был велик, и не только благодаря впечатляющим спецэффектам, в числе которых было, например, правдоподобно поставленное крушение корабля в концовке, но и благодаря блестящему исполнению своих ролей первыми в истории Медорой (Каролина Розати) и Конрадом. И хотя типично итальянская оживленная манера жестикуляции на вкус парижан выглядела несколько чрезмерной, Сегарелли утвердился в ОперА и стал получать одну партию за другой. После "Корсара" тут же последовали "Эльфы", "Марко Спада"... И кто знает, может итальянцу суждено было бы вырасти в настоящую звезду Парижа, если бы однажды он не исчез из театра при довольно странных обстоятельствах, о которых через несколько лет поведала одна из местных газет.

Сцена крушения корабля из балета "Корсар", 1856
Сцена крушения корабля из балета "Корсар", 1856

Сегарелли как-то влюбился в юную танцовщицу, только-только пополнившую ряды кордебалета ОперА (имя не раскрывается). Но не он один: как это часто бывает, среди поклонников прелестной особы нашелся и тот, чье состояние и положение в обществе делали шансы Сегарелли практически нулевыми (некий Князь). Итальянцу пытались это объяснить, но тщетно: несчастный артист с легкостью в ногах и тяжелым сердцем гнул свою линию, стремясь довести бущующую страсть до завершения. А кончиться это могло либо успехом и взаимностью со стороны красавицы, либо катастрофой, в которую должны быть вовлечены оба.

Сцена из балета "Корсар", 1856
Сцена из балета "Корсар", 1856

Одним театральным вечером в ОперА давали балет "Марко Спада, или дочь бандита". Сегарелли исполнял там главную партию (по имени его героя, шефа бандитов, и был назван балет). Вместе с ним в спектакле участвовал Луи Мерант, танцовщик, в будущем главный балетмейстер (к слову, как раз он поставил "Сильвию" на музыку Л. Делиба через пару десятков лет) Парижской оперы, а также человек, известный браком с заметной русско-французской танцовщицей Зиной Ришар. После первой сцены Сегарелли ворвался, задыхающийся, с блуждающим взглядом, в его гримерку:

"Я видел ее! Она с ним! Она не танцует сегодня! Она послала записку, где ссылается на недомогание, но я вижу ее, закутанную в его плащ, сидящую в глубине его ложи, а он наклоняется вперед только для того, чтобы смотреть на меня с презрением! Будь рядом, Мерант, сегодня будет нанесен роковой удар! Погоди, сам все увидишь!"

Итальянец вернулся на сцену все с тем же невозмутимым взглядом и дежурной улыбкой, которыми артист привык приветствовать зрителей. Которые, в свою очередь, как всегда наградили его бурей аплодисментов.

Сцена из балета "Марко Спада", постановка П. Лакотта
Сцена из балета "Марко Спада", постановка П. Лакотта

Тем временем, небольшой карабин, которым вооружен Марко Спада, был оставлен прислоненным к заднику. Вдруг Меранте поймал взгляд Сегарелли, когда тот обернулся, чтобы убедиться, что ружье все еще на своем месте; этот взгляд стал откровением. Меранте подкрался к заднику и, пока солист кружился в стремительных пируэтах, обменял тот, что был у него, на тот, что оставил у задника его товарищ. С ружьем Сегарелли Мерант и удалился.

Спектакль, тем временем, продолжался. Посреди одного из разбойничьих танцев на сцене воцаряется настоящая суматоха: Марко Спада отчаянно сражается с прибывшими по его душу драгунами, в возбуждении и замешательстве, как вдруг, повернув свое ружье в направлении ложи, стреляет через оркестровую яму прямо в Князя, который, позабыв о приличиях, только что вытащил бинокль и подался из ложи вперед, дабы лучше разглядеть великолепный спецэффект. Сие могло бы пройти и незамеченным, если бы не короткий возглас, которым сопровождалось действо, и последовавшая за этим немедленная катастрофа, ибо бедный танцор, осознавая только что совершенный поступок, вытащил из-за пояса украшенный драгоценными камнями кинжал, что носил в костюме, и всадил его себе в бок.

Тут же упал занавес, и раздались громовые аплодисменты.

Сцена из балета "Марко Спада"
Сцена из балета "Марко Спада"

Как сообщила газета, samouбийца, "итальянец по происхождению", испустил дух не сразу, прямо на сцене, а уже после, в своей квартире. Эта информация не верна: известно, что Сегарелли умер у себя на родине, в Турине, пару лет спустя (в 1860-м году). Однако на сцене ОперА после инцидента он более не появлялся.

Луи Мерант
Луи Мерант

А Луи Мерант затем рассказал, как и что там было, и о тех мерах предосторожности, кои он предпринял. Эти меры были не напрасны: как выяснилось, карабин, который он обменял на свой, была заряжен самой взаправдашней пулей. В своей благодарности Князь проявил себя по-княжески, и товарищи Меранте потом судачили о том, что последний мог бы давно уже уйти со сцены, если бы предпочел "тихий покой мучительному триумфу".

Спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь, комментируйте, делитесь с друзьями.