Найти тему
Исторический процесс

Что планировали власти Германии на 30 дней после конца света?

Во время холодной войны немецкие чиновники имитировали Третью мировую войну в секретных правительственных бункерах. При этом они научились управлять опустошенной страной. Промежуток времени был очень ограничен.

Вид в коридор бывшего ядерного убежища правительства земли Рейнланд-Пфальц недалеко от Альцея.
Вид в коридор бывшего ядерного убежища правительства земли Рейнланд-Пфальц недалеко от Альцея.

Большинство жителей Шпейера, вероятно, были бы удивлены в своих кроватях, если бы 80-килотонная атомная бомба действительно взорвалась над Рейном рано утром в октябре 1962 года. Согласно сценарию моделирования, взрывная волна гигантского «Атомного взрывного устройства № 213» сразу же убила бы до 40 000 человек.

Результат: в бункере к югу от Майнца горстка чиновников должна была решить, есть ли смысл посылать спасателей к зараженным выжившим. То, что звучит как абсурдная страшилка, было чем угодно, но только не забавой для многих сотрудников правительства земли Рейнланд-Пфальц в годы холодной войны. Они регулярно готовились к третьей мировой войне из тайной резиденции правительства.

Клаус Вестрих из Кайзерслаутерна, ранее отвечавший за пожарную безопасность и борьбу со стихийными бедствиями в Министерстве внутренних дел Майнца, видел много учений в так называемой альтернативной резиденции правительства земли Рейнланд-Пфальц в окружном городе Альцай. Когда он исчез в правительственном бункере на восемь дней, он даже не сказал жене, куда направляется. Офицеры размещались в бункерных помещениях «как в плацкартном вагоне». «Было очень тесно и очень тепло, — вспоминает Вестрих. Настолько тепло, что дверь бункера часто оставалась открытой, что, конечно, было бы не очень разумно на настоящей войне.

Объект был спрятан под школьным спортивным залом в уездном городе Альцай и должен был обеспечить, чтобы государственные органы могли действовать еще 30 дней в случае войны. За десятилетия блокового противостояния всем западногерманским федеральным землям было дано указание создать такие охраняемые территории для политического руководства. А в долине Рейнланд-Пфальц Ар для боннских федеральных властей была построена гигантская система тоннелей — якобы самое дорогое сооружение в истории ФРГ.

В Альцее с 1979 года рабочие и спальные места были предоставлены премьер-министру, правительству Федеральной земли и некоторым членам парламента, служащим министерства и машинисткам. «Человек, который проводит 16 часов из 24 часов в день в убежище, имеет на 70 процентов больше шансов выжить, чем тот, кто не может этого сделать», — подсчитало Федеральное министерство внутренних дел в 1960-х годах.

Так выглядела спальня в бункере премьер-министра, в данном случае главы правительства земли Северный Рейн-Вестфалия.
Так выглядела спальня в бункере премьер-министра, в данном случае главы правительства земли Северный Рейн-Вестфалия.

Чем дольше длилось упражнение, тем больше терялось понятие времени в подземных комнатах без окон, Вестрих сообщает: "Вы уже не знали, день это или ночь?“ Например, во время смены службы речь шла о том, чтобы уточнить, какие дороги еще проходимы и какие кризисные сообщения были важны для какого органа: „Ситуация как таковая воспринималась серьезно и очень серьезно"“

Учения, в которых участвовал сам Вестрих, были не столько ответом на всеобъемлющий ядерный удар, сколько скорее обычной войной: „Там более или менее повторилась Вторая мировая война По крайней мере, так это выглядело со стороны".

В то время в бункере говорили о «нестандартной ситуации», потому что слова «мировая война», вероятно, избегали. В штабе бункера редко происходили настоящие дискуссии, а иногда Бундесвер постановлял, что запланированные спасательные или противопожарные мероприятия в определенном районе не так уж важны.

Основным инструментом управления был новостной обозреватель.
Основным инструментом управления был новостной обозреватель.

«Больше всего проблем у нас было с почтой, — говорит техник по телекоммуникациям Вальтер Герлих, отвечавший за технику в правительственном бункере. Их линии часто срывались даже в мирное время. Собственная бункерная техника компании, особенно телетайпы, работающие без перерыва, должны были оставаться в рабочем состоянии все время. Поэтому они старались поддерживать связь с государственными органами.

Регулярные учения в бункерах всегда имели целью отработать связь между странами на случай войны. В то время коллеги из Баварии каждый вечер в конце дня передавали по радио баварский гимн коллегам из бункеров в остальной части республики, вспоминает Клаус Вестрих: «Бог с тобой, земля Баварии».

Телефонная комната в бункере правительства земли Рейнланд-Пфальц недалеко от Альцея.
Телефонная комната в бункере правительства земли Рейнланд-Пфальц недалеко от Альцея.

Он и сам не верил, что все может стать серьезно, говорит пенсионер, который в детстве ещё был свидетелем авианалетов на его родной город Кайзерслаутерн. Ночью, когда гудела вентиляционная система в бункере, ему напоминали шум приближающихся эскадрилий бомбардировщиков. В любом случае, он всегда немного удивлялся, когда вместо развалин видел нормальную повседневную жизнь на улице после окончания учений.

Теперь есть сомнения, что бункеры стоимостью в несколько миллионов долларов действительно могли обеспечить правителям защиту, на которую они надеялись в случае войны. На 31-й день после начала ядерной гибели, если бы ресурсы правительственного бункера были бы исчерпаны, никакого планирования в любом случае не было, говорит Йорг Дистер, координатор немецких центров документации бункеров. Альтернативные места правительств земель не были официально закрыты до воссоединения Германии. В Альцее экскурсии по объекту теперь возможны даже раз в год.

Спасибо за прочтение!!!

Подписывайтесь на канал!!!

Ссылка на другие статьи автора

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц