Не знаю, будете ли вы внимательно читать эти документы или нет, но считаю своим долгом познакомить вас с ними. Мне кажется, что именно первоисточники позволяют понять любое время. Именно архивные документы «стоят на страже» сохранения исторической правды, и не дают всяким проходимцам переписывать очевидные истины.
Всем хорошо известно, что проектирование и строительство КАМАЗа в начале 1970- годов шло одновременно. Где-то этот процесс играл положительную роль, а где-то представлял собой клубок неразрешимых проблем…
1972 год. В Набережных Челнах полным ходом идёт строительство Камского автозавода. Этот год называли на КАМАЗе годом Сваи, так как повсеместно шла установка буронабивных свай. Подробно про них писал здесь - https://zen.yandex.ru/media/id/5f86bca34872967f57b4efa2/na-kakih-fundamentah-stoiat-zavody-kamaza-5f894758ff07445a5ce0bc56
А Государственный комитет Совета Министра СССР по делам строительства (Госстрой СССР), недовольный состоянием дел на строительстве КАМАЗа, ведёт активную переписку с Министерством автомобильной промышленности (МАП) СССР.
В Музее КАМАЗа хранится «заключение по генеральному плану» КАМАЗа, направленное Боровым Александром Александровичем – заместителем Председателя Госстроя СССР 30 мая 1972 года.
Проходит некоторое время и 31 июля 1972 года в адрес МАП СССР направляется «сводное заключение Главгосэкспертизы Госстроя СССР по техническому проекту». Госстрой беспокоится, что срок окупаемости строительства составит более 14,5 или даже 29 лет по отдельным заводам.
Госстрой СССР, что называется «бьёт во все колокола». В октябре 1972 года, когда на имя Косыгина Алексея Николаевича – председателя Совета Министров СССР приходит вот такое письмо.
Автор письма - Новиков Игнатий Трофимович – заместитель Председателя Совета Министров СССР, Председатель Государственного комитета СССР по делам строительства (1962-1983). Внизу на фотографии он в центре во время посещения строительной площадки КАМАЗа в декабре 1971 года.
Предлагаю вам ознакомиться с замечаниями, подготовленными Главной государственной экспертизой Госстроя СССР. В этом документе вы найдёте много интересного. Обратите внимание на заключение: Госстрой СССР не просто предлагал устранить выявленные недостатки и ошибки, но советовал довести мощность КАМАЗа по выпуску грузовиков вместо заявленных 150 000 до 200 000 автомобилей в год.
Ответом на этот документ было письмо Косыгина А.Н. от 23 октября 1972 года, в котором он просил разобраться и доложить о причинах удорожания стоимости строительства КАМАЗа.
Согласно вышеуказанного поручения Совета Министров СССР МАП СССР доработал проект. Но Госстрой СССР опять недоволен: при исправлениях и доработках выяснилось, что МАП не учёл его рекомендации, и увеличил общее количество оборудования, площадь застройки и численность рабочих. И самое страшное – опять выросла сметная стоимость строительства! Внизу документ, датированный 18 октября 1973 года.
Каким же был ответ Министерства автомобильной промышленности СССР? Внизу письмо от 23 ноября 1973 года, подписанное Тарасовым Александром Михайловичем - министром автомобильной промышленности СССР (внизу на фотографии он в центре во время посещения РИЗа осенью 1973 года).
МАП СССР не соглашается с выводами и предложениями Госстроя СССР. Прочтите аргументы, приводимые в письме. Обратите внимание на ответ по номенклатуре автомобилей! И не забудьте прочитать ответ по сметной стоимости проекта.