Несколько слов издательства "Союз писателей" про книгу: Неслучайные странности"
«"Не тут", а "здесь"» или спирали времен по Валерию Екимову
Прошлое, настоящее и будущее взаимосвязаны между собой. Просто человек не всегда хочет проводить параллели, искать корни проблем в том, что случилось когда-то давно, анализировать последствия происходящих событий. В результате многие живут как бы в вакууме, безвольно плывя по течению, покоряясь обстоятельствам и веря, что они ничего не могут изменить. Но что если первый шаг навстречу переменам - это осознание того, над чем нужно поработать уже сегодня каждому из нас?
Книга Валерия Екимова "Неслучайные странности", которая вышла в издательстве "Союз писателей", рассказывает пять историй, имевших место «"не тут", а "здесь"». Автор отказывается ограничивать себя одним жанром. Его сборник написан на стыке фантастики, утопии, антиутопии и реализма. Он представляет собой рассуждение на тему бытия, путей развития человеческого общества, сравнения прошлого с настоящим. Фактически, все сюжеты складываются в один и представляют собой разные витки спирали времени, которые Валерий Екимов стремится схлопнуть, чтобы показать целостность всего сущего. Он не желает отделять проблемы насущные от тех, что когда-то были или лишь возникнут. Автор задумывается над несколькими важными вопросами:
- Что было бы, если бы могли вернуться назад и изменить прошлое?
- Куда приведет виртуализация жизни?
- Каким может и должно быть будущее?
- Что для дня завтрашнего мы сделали вчера и делаем сегодня?
- Где граница между хорошим и плохим, правильным и неправильным, добром и злом в переложении на реальную жизнь?
"Неслучайные странности" - книга, в которой очень много философских сентенций и психологических аспектов. Личность и социум рассматриваются в ней вместе и по отдельности. Каждый сюжет отличается оригинальностью и дает богатую пищу для размышлений. При этом сохраняются динамика и интрига, делая чтение увлекательным. Примечательно, что сборник является продолжением "Скретов нашего двора". Он отличается по стилистике и жанру, но связан по концепции и героям.
Соцсети 2
Только настоящее имеет значение!
А Вы уверены?
Что если проблемы дня сегодняшнего пришли из прошлого столетия? А вдруг события, случившиеся десять лет назад, являются ключом к пока неизвестному нам будущему?
Совершить путешествие по виткам спирали времени предлагают читателю издательство "Союз писателей" и Валерий Екимов на страницах книги "Неслучайные странности".
По мнению автора, нет ничего незначительного. Каждое событие, каждый человек, каждое решение имеют предысторию и последствия. Книга является попыткой разобраться в основах обыденной жизни и взглянуть на будущее через призму настоящего и прошлого.
Валерий Екимов говорит о человеке и обществе, о пороках и ошибках, о способах их исправления и искуплении грехов.
Он то совмещает, то разводит в разные стороны реальность и виртуальность. Затрагивает вопросы Добра и Зла в рамках существующей действительности без абстрактных фэнтезийных трактовок.
Сборник "Неслучайные странности" - это своеобразное продолжение книги "Секреты нашего двора", но написанное на стыке нескольких жанров и поднимающее более глобальные проблемы, чем те, что волнуют обычных мальчишек.
КНИГА
Взгляд на мир сквозь призмы равнодушия и неравнодушия
"Главное в общении с людьми — так как человек существо не просто разумное, но, прежде всего, стадное! —это просто не стать вдруг однажды равнодушным к ним, кто бы ни был перед нами, а уж тем более к родным и близким". Борьба с равнодушием - главная тема новой книги Валерия Екимова "Неслучайные странности".
Мы привыкли говорить, что быть равнодушным плохо. Мы осуждаем тех, кто отворачивается от других. Словно на дрожжах растут благотворительные общества, призванные помогать ближнему в различных трудных ситуациях. Но давайте остановимся на мгновение, закроем глаза, сделаем десяток глубоких вдохов-выдохов, соберемся с силами и признаемся, хотя бы самим себе, в собственном лицемерие. Мир давно стал равнодушным. Искренние эмоции, эмпатия, возможность посочувствовать от души утрачены, а добрые слова поддержки заменены дежурными смайликами. Но, возможно, есть способ вернуть человеку его Человечность? Ибо именно человечность, по мнению писателя, синоним неравнодушия. Если внимательно читать рассказы Валерия Екимова, то эта мысль прослеживается в каждой из "пяти странностей".
Писатель задался целью проанализировать прошлое, рассмотреть тенденции настоящего и на основе полученных результатов сделать выводы о будущем. Он смело смешал между собой утопию и антиутопию, реализм и фэнтези, драму и приключения. Все это посыпал приправой из философии и психологии, чтобы картинка, встающая перед мысленным взором читателя, получилась объемной, и узнать себя в многообразии героев и жизней стало проще. В результате образовалась неординарная спираль времени, на которой, словно под микроскопом, видны сильные и слабые стороны современников, допускаемые ошибки, их предыстория и последствия. Все обретает логические связи и вытекает одно из другого, закругляя представление о времени и пространстве, как о неком едином и неделимом целом. И на эту странную, фантасмагорическую фигуру, образовавшуюся, когда схлопнулись витки спирали, мы смотрим по очереди через призмы равнодушия и неравнодушия. Но, если первое обещает гармонию, процветание и духовную близость с возможностью дальнейшего личностного роста каждого отдельного индивида, то второе грозит вымиранием и превращением человека в машину, подменой понятий и ценностей, а, в конечном счете, потерей всего позитивного, что было, есть или только могло бы быть однажды: "Спустя всего-то каких-то тридцать-сорок лет машины заберутся прямо в мозги человека и просто создадут там те формы и образы, коих захотят сами; любую реальность, абсолютно любую, верша тем самым свою собственную, не управляемую никем искусственно-интеллектуальную игру Зла." Таким образом появляются понятия Добра и Зла, но без фэнтезийных абстракций и нарочитых упрощений. Все темы, независимо от выбранного жанра и формы подачи, реалистичны, актуальны, болезненны. Слова писателя, подобно иголкам, колют в самое сердце. Они оставляют раны на подсознании, заставляя искать спасение вне привычной зоны комфорта и думать в новом ключе над собственным поведениям и продиктованной техногенным социумом моралью, часто ложной и пагубной.
"Неслучайные странности" - книга очень глубокая. Она имеет не одно и даже не два. Вчитываться в каждую историю приходится внимательно, подключая к процессу и разум и чувства. Что делать с выводами, сделанными в процессе знакомство со сборником? Тут нет готового рецепта, ибо каждому придется решать для себя, руководствуясь собственными принципами и личными представлениями о себе и мире. Ясно одно - перемены, насколько бы глобальными они ни стали в итоге, нужно начинать с себя. И тут, чтобы сделать первый шаг в верном направлении, необходим толчок. Он станет трамплином на дистанции, ведущей обратно к Человечности. В этой гипотетической возможности сдвинуть ситуацию с мертвой точки и заключается цель Валерия Екимова, написавшего свои рассказы для того, кто погряз в религии материализма и сделал равнодушие своим козырем за карточным столом бытия.
ЛИТИС
Добро и Зло в реальном мире, согласно концепции Валерия Екимова
Что есть Зло, а что Добро, если мы говорим не о мифической борьбе Света и Тьмы, как на страницах какого-то фэнтезийного романа, а о реальном мире? Дать ответ на этот вопрос на страницах сборника «Неслучайные странности» попробовал наш современник Валерий Екимов.
Автор начал разговор о влиянии извне на человеческое сознание и попытках его порабощения, обозначив любое подобное воздействие как Зло. Оно всеобъемлюще, вездесуще и было в любые времена. Однако, сравнив прошлое и настоящее, выведя на его основах концепции возможного будущего, писатель заключил, что именно виртуализация жизни, что мы наблюдаем сегодня, является главным Злом, против которого здесь и сейчас должен восстать человек: «...уже лет так с пятьдесят как запущены специальные фильтры, не позволяющие Виртуше всеобъемлюще проникать в сознание. Но мама почему-то всё равно считает, что Зло рано или поздно сделает это, как случалось неоднократно в истории человечества. Зло изворотливо и живуче, нет ему конца в нашем мире, лишь добро, бесконечное Добро Вселенной способно его обуздать. А раз так, то каждый человек, ныне живущий, должен выработать в себе некий психологический иммунитет, вроде как получить прививку».
Интернет – это почва для произрастания равнодушия и индивидуализма, наркотик против действительности, отупляющая пилюля, пагубно влияющая не только на разум, но и на тело. В сети нет места для проявления эмпатии, близкого общения. Там лишь одиночество и пустота. Всему этому писатель противопоставляет прелести дружбы, её радости и тот восторг, который может испытать душа, войдя в контакт с душой другого человека. «А то, что главное в общении с людьми – так как человек существо не просто разумное, но, прежде всего, стадное! – это просто не стать вдруг однажды равнодушным к ним, кто бы ни был перед нами, а уж тем более к родным и близким. Истина в итоге всегда победит, и настоящий твой близкий человек никогда не перестанет быть им – близким, родным», – убеждён автор. Секрет в том, чтобы найти нужных людей и установить с ними связи, которые удержат на плаву в трудную минуту и не дадут окунуться в омут вселенского Зла, какую бы форму оно ни приняло.
Добро и Зло, равнодушное одиночество и неравнодушие – всё это понятия, которые в рамках книги Валерия Екимова вытекают одно из другого. Но это не единственная тема, которая волнует писателя. Он много рассуждает о жизни, времени, судьбе, возможности что-то изменить, не допустить ошибок или их исправить. Это отчётливо прослеживается в его первой истории, где герой из дня сегодняшнего вдруг попадает в прошлое и оказывается в своём старом классе, уже зная, как сложится будущее каждого из учеников. Таким образом, он связывает между собой эпохи, стараясь найти причины того, что когда-то только произойдёт, узреть предпосылки для грядущих событий в ещё не сформировавшихся до конца характерах ребят. Эта попытка пройтись по спирали времени и подвергнуть её жёсткому анализу прослеживается от рассказа к рассказу, становясь лишь очевиднее, когда автор начинает брать всё большие временные интервалы и проводить параллели уже не между десятилетиями, а между столетиями, неизменно оставаясь «не здесь, а тут».
Книгу «Неслучайные странности» можно отнести к целому ряду жанров, от драмы до научной фантастики, от утопии до антиутопии. Однако на первое место следует ставить особую философию Валерия Екимова, который наталкивает читателя на раздумья и призывает, не откладывая в долгий ящик, устремиться к переменам, перво-наперво задумавшись о собственной человечности и отношениях с людьми, находящимися рядом.
РЕЦЕНЗИЯ ДЛЯ БУКМИКС
Добро, Зло, Истина и Смысл вне времени и пространства
«Не знаю, надо... папу спросить – в чём же всё-таки смысл нашей жизни?» И правда, в чём? Где найти того самого папу, который может ответить на этот вопрос? А ведь, между делом, он является главным для каждого человека. И пока ответа нет, не будет ни покоя, ни понимания своего места в мире, ни шанса обрести гармонию в душе. Так где найти того самого папу?
Один из способов приблизиться к важнейшему знанию – читать книги. Мнение автора может не совпасть с мнением читателя. Но, как минимум, оно даст новые идеи и подскажет, в каком направлении двигаться в бесконечном поиске. Порассуждать о вечном на страницах сборника «Неслучайные странности» берётся наш современник Валерий Екимов и предлагает читателю проследовать по хитросплетению своих мыслей, чтобы, выйдя на другом конце лабиринта, стать кем-то совершенно другим.
Писатель подходит к вопросу серьёзно. Он старается рассмотреть его со всех сторон, дав оценку настоящему, окунувшись в прошлое и попытавшись представить будущее. Планомерно он движется по спирали времени, в каждой истории безжалостно перемешивая темы и жанры, не боясь сочетать реализм и фэнтези, драму и научную фантастику, утопию и антиутопию, экспериментируя с характерами героев и ситуациями, в которых он заставляет их оказаться.
Динамика в привычном смысле и фактические события в рамках книги – дело десятое. Ведь автору совсем не интересно, кто куда пошёл и кому что сказал. Его волнуют вещи более масштабные. Например, куда движется человечество, выбрав тот путь развития, который мы наблюдаем сегодня? «Вот он, этот «гениальный и ужасный» интернет, будто вселенское Зло, и воспользовался этим, ворвавшись таким нелепым образом прямо в сознание человека, виртуозно дав ему нескончаемое количество новых впечатлений, заполняющих его без остатка, лишив тем самым его сил и воли к сопротивлению, самостоятельному мышлению».
Как видно из цитаты, приведённой выше, поиск смысла жизни Валерий Екимов начинает с попытки определить понятия Добра («главное в общении с людьми – так как человек существо не просто разумное, но, прежде всего, стадное! – это просто не стать вдруг однажды равнодушным к ним, кто бы ни был перед нами, а уж тем более к родным и близким») и Зла («Исчезли с планеты Земля понятия «честь», «совесть»; исчезли традиции, пропала вера в Свет и боязнь пасть во Зло; люди перестали понимать друг друга, любить и быть любимыми. Прав в социуме стал тот, кто сильней и наглей. В этот момент и появилась отдушина – виртуальный мир, куда люди вынуждены были спрятаться друг от друга»), но исключительно применительно к обыденной повседневности. Он не создаёт гротескных форм и не старается схлестнуть Тьму и Свет в очередной битве, материализуя их образы самым невероятным образом. Он ищет точку опоры в обычной жизни и разбирает прежде всего образ мыслей рядового человека («всё-таки первичность человеческой мысли, как искры Божьей во всех её проявлениях, никто отменить не сможет, даже Зло Вселенское»), проводит параллели между характерами и поступками, ищет причинно-следственные связи побуждений юности и решений зрелости. Сам писатель остаётся «не здесь, а тут», как бы вне времени и пространства, так как, чтобы достичь цели и помочь читателю сориентироваться в собственных желаниях, возможностях, страхах, сомнениях, глобальных ошибках, важно смотреть на ситуацию и каждого персонажа со стороны.
Совершая прыжки из вчера в завтра, затрагивая как вечное, так и остроактуальное, в конце концов Валерий Екимов приходит к важным выводам, в частности, определяет, что есть та Истина, которую все мы ищем, говоря о пресловутом смысле жизни. «Добро не должно стать всепоглощающим, на блюдечке преподнесённым, не требующим от человека преодоления. Потому как если в жизни совсем нет трудностей на пути к достижению этой Истины, то и счастье у него будет неполное, кисельное, неосязаемое и неохватное в бесконечности, а любая бесконечность, видимо, конечна, правильнее сказать – это и есть конец его, Его: счастья, Истины!» И, поместив этот вывод в первую половину книги, далее ищет доказательства своих теорий, на примерах разбирая все тезисы и выводя из них новые. Так, он обсуждает понятия дружбы, счастья, семейных ценностей, равнодушия и многие другие.
Возможно, не для каждого читателя Валерий Екимов станет «тем самым папой», который прольёт свет на смысл бытия и поможет определить приоритетные цели. Но вряд ли хоть кто-то останется равнодушным к его ярким образам и неординарности выбранных для изложения сюжетов. Даже отбросив в сторону философский и психологический компоненты, сборник интересен своей многожанровостью и тематической многогранностью, неординарностью мысли и формы подачи. А это уже немало.
ОБЗОР АЛУ
Необычности, странности и неслучайности книги «Неслучайные странности»
Каждый человек за свою жизнь прочитывает десятки, сотни, а иногда даже тысячи книг. Но многие ли из них остаются в памяти? Если попытаться вспомнить все истории, попавшие в руки, хотя бы за последний год, выяснится, что большая их часть не оставила никакого следа, сюжеты смазались, а имена героев основательно забылись. Ничего подобного никогда не произойдёт с книгой Валерия Екимова «Неслучайные странности».
Чем же новый сборник отличается от произведений, составляющих основу литературы XXI века? Прежде всего, в нём есть идея. И воплощается она не прямолинейно, в лоб, а в весьма неординарной манере. Когда начинаешь читать и переходишь от одного рассказа к другому, сперва не видишь между ними никакой связи. Разные герои, темы, эпохи и даже жанры. Тем не менее, эта связь есть. Она протягивается от первого сюжета к последнему и прослеживает тот путь, по которому идёт человечество и каждый из нас. Этот путь напоминает спираль, витки которой схлопываются, внезапно соединяя прошлое и потенциальное будущее. На каждом отрезке события то развиваются реалистично, то заверчиваются в житейскую драму, то уходят в область фэнтези или даже фантастики, а потом превращаются в микс утопии и антиутопии.
Валерий Екимов говорит о важных вещах, которые не зависят ни от моды, ни от сиюминутных настроений. Он рассуждает о взаимоотношениях между людьми, таких понятиях, как дружба, любовь, семейные ценности. Автор надеется нанести хоть один удар по равнодушию, подобно камню, утягивающему человечество на дно омута самоуничтожения. Понятия Добра и Зла фигурируют на страницах и занимают очень важное, можно даже сказать, главное место. Но предстают они не в гротескном фэнтезийном образе и не так, как писатели рисуют их в детских книгах. Они куда более материальны, осязаемы, понятны, чем читатель привык. И могут натолкнуть на серьёзные размышления о том, куда катится мир, даже если это прозвучало сейчас немного высокопарно.
Нелинейность повествования, временные скачки, попытки оценить будущее взглядом из прошлого, углубление в основы философии и психологии – всё это есть среди особенностей «Неслучайных странностей», которые, если задуматься, куда более неслучайные и куда менее странные, чем покажется на первый взгляд.
Невозможно написать книгу, если провести всю жизнь в вакууме, не контактировать с окружающим миром и другими людьми. Ведь каждый писатель, даже если он работает в жанрах фэнтези и фантастики, подчас не осознавая этого сам, использует накопленный опыт, создавая героев, ситуации, в которые они попадают, и выходы из сложившихся обстоятельств. Валерий Екимов, автор сборников «Секреты нашего двора», «Неслучайные странности» и ряда других, признаёт, что его творчество – это всегда результат пережитого и переосмысленного. На страницах, в зависимости от тематики книги, автор говорит либо о своих мыслях касательно актуальных тем, либо делится воспоминаниями, наслаивая на череду событий выводы, которые ему довелось сделать в процессе.
Валерий родился в шестидесятых годах недалеко от Ленинграда. Его детские годы прошли в городе Ломоносов, где и обитают герои его сборника «Секреты нашего двора» – обычные мальчишки из семидесятых, которых без труда узнают дети той эпохи, с ностальгией вспомнив беззаботные деньки с их приключениями. Видя вокруг себя последствия войны, постоянно общаясь с ветеранами, Валерий не мог оставить в стороне эту трепетную тему, хоть и не был готов писать о кровавой драме, захватившей мир и СССР за несколько десятилетий до его рождения. Однако отношение писателя, а также формирование ценностей прослеживаются очень хорошо и позволяют понять, на чём базируется ментальность не только одного конкретного человека, но и целого поколения его ровесников, которых, по мнению автора сборника, отличают от современных ребят два важных качества – гордость и неравнодушие.
В 1980 году Валерий Екимов окончил восемь классов, получил на руки аттестат зрелости и стал думать, чем заняться дальше. Его выбор пал на Нахимовское училище. Отучившись, молодой человек продолжил образование в высшем военно-морском. Студенчество для каждого человека – этап серьёзный. В эти годы люди получают не только профессию, но и бесценный опыт, который во многом определяет их будущее и отношение к миру. Свои переживания и выводы Валерий Екимов представил читателям в формате сборника юмористических рассказов. Он называется «Курсантские байки восьмидесятых». На страницах видно, насколько жизнерадостным характером обладает автор. Кроме того, удивляет меткость, с которой он выражает мысли, и чёткость, позволяющая визуализировать сюжеты.
В конце восьмидесятых началась взрослая жизнь Валерия Екимова. Он получил своё первое распределение и отправился на малый корабль 4-го ранга, где занял место командира. Конечно, такие перемены не могли пройти незамеченными и не оставить следа в творчестве талантливого писателя. Книга «Антилопа» стала результатом опыта, полученного на этом этапе жизни.
Вдохновение для «Секретов нашего двора», опубликованных в издательстве «Союз писателей» по программе «Новые имена», Валерий нашёл в общении с детьми и внуками. Он никогда не сомневался, что мальчишки и девчонки должны читать. Через книги они познают мир и учатся понимать других людей. Рассказы стали ниточкой, которую писатель постарался протянуть между разными поколениями современников, осознавая непохожесть их образа жизни и мыслей, но веря, что её можно преодолеть, будучи откровенным и установив тёплые взаимоотношения.
В конце 2019 года свет увидел новый сборник Валерия Екимова – «Неслучайные странности». Эта книга совершенно особенная, так как, в отличие от предыдущих историй, она родилась не на основе конкретных событий, а стала итогом долгих философских раздумий, которым предавался автор. Пять «странностей» отличаются по стилистике, жанру, героям, эпохе. Однако все они неразрывно связаны между собой общей идеей. Валерий Екимов пытается понять, что есть Добро, а что Зло применительно к обыденной реальности, начертить вектор развития человечества и заглянуть за пелену времён, чтобы понять, не ведёт ли он к пропасти, предлагает способы решения наиболее актуальных проблем, с горечью говорит о равнодушии и безответственности, которые превратились в бич наших дней, возвращается в прошлое, чтобы отыскать корень бед настоящего... При этом автор не концентрируется на том, чтобы подогнать свои истории под конкретный жанр. Какая разница, драма, утопия, антиутопия, фантастика, фэнтези или даже сказка? Главное – выразить идею, способную заставить обывателя остановиться и задуматься, увидеть возможность перемен, захотеть их и, кто знает, даже начать, конечно же, не с большого мира за окном, а с самого себя.
ДЛЯ ЖУРНАЛА
Реальное, ироничное, антиутопическое, фантастическое и философское в творчестве Валерия Екимова
«Для кого я пишу? Вообще-то никогда не задумывался, для кого. Думаю, что, прежде всего, для себя самого. Это поистине увлекательное занятие, позволяющее многое понять, додумать, объяснить и поделиться с близкими, теми, кто первый всё это слышит, знает и по-настоящему критикует – так, как надо, если есть в тексте что-то не то, не так», – откровенно признался в интервью корреспонденту пресс-службы издательства «Союз писателей» Валерий Екимов, автор сборников «Секреты нашего двора», «Неслучайные странности» и ряда других книг. В каждом произведении, которое выходит из-под его пера, неизменно присутствует много личного. Это и размышления, которыми вряд ли представится случай поделиться в разговоре за чашечкой чая. И воспоминания, дорогие сердцу, почти позабытые, но вдруг выдернутые из небытия на поверхность сознания, облечённые в слова и превратившиеся в увлекательный рассказ. И попытки заглянуть в будущее или мысленно изменить прошлое, и всё это, опираясь на знания настоящего.
Валерий имеет очень романтическую профессию. Он закончил по очереди Нахимовское и военно-морское училища, а потом долгое время служил на кораблях. Ещё в годы учёбы молодой человек, всегда увлекавшийся чтением, начал пробовать свои силы в качестве писателя. Первые его рассказы были посвящены событиям, которым он стал свидетелем в студенчестве. Они написаны в юмористическом жанре и включены в сборник «Курсантские байки восьмидесятых». Однако ироничными произведениями творчество Валерия Екимова не ограничивается. Например, его сборник «Антилопа» представляет собой разговор о трудных перестроечных годах. А «Секреты нашего двора» – воспоминания о детстве. Семидесятые годы, Ленинградская область, где, как никогда после, жива память о войне и блокаде, беседа о крепкой мальчишеской дружбе и свободе, что даже не снилась поколениям, пришедшим позже, понятия чести и долга, возведённые в квадрат, уважение к подвигам старших и любовь к животным – тем, поднятых на этих страницах, очень много, все они поданы в формате приключений, захватывают и исподволь воспитывают те качества, которые автор хотел бы видеть в своих внуках.
В конце 2019 года свет увидел новый сборник Валерия «Неслучайные странности». Он также был опубликован по издательскому гранту. Трудно определить, какой жанр здесь является ведущим. Это смесь философии, психологии, фантастики, фэнтези, антиутопии, утопии, драмы. Пять «странностей», которые родились в сознании писателя, должны провести параллели между прошлым, настоящим и будущим. Читатель, вслед за Валерием Екимовым, сможет поискать корни современных проблем в поступках, совершённых десятилетия назад, в особенностях характеров персонажей, ещё только проявляющихся и пока не оформившихся в положительные и отрицательные качества. Ему предстоит углубиться в седую старину, увидеть своими глазами жизнь предков, а потом перескочить в не такое уж далёкое будущее. Это поможет разграничить понятия Добра и Зла, посмотреть, куда приведут равнодушие и тотальная виртуализация. Немного сказочности есть в последних странностях, где на первый план выходит именно философия и поиск глубинных смыслов.
Валерий Екимов – многогранный писатель. Чтобы это понять, достаточно познакомиться с «Неслучайными странностями» и проникнуть во внутренний мир этого человека, душой болеющего на благополучие не одного конкретного героя, но человечества в целом. Если как следует обдумать тезисы, предложенные автором, становится немного страшно, и в то же время отчётливо видятся пути, пройдя по которым, удастся избежать самых неприятных антиутопических моментов, ведь они, если ничего не сделать, вдруг могут обернуться реальностью.
Современные книги – это динамика и экшн, помноженные на любовные страсти. Такого мнения придерживаются многие люди, особенно те, кто не может причислить себя к настоящим библиофилам, а значит, по большей части сталкивается лишь с информацией о разрекламированных историях и их экранизациями. Однако тот, кто действительно любит читать и уделяет литературе львиную долю своего времени, понимает – авторы нового поколения пишут очень разные произведения. И есть среди них необычные, глубокие, выходящие за рамки всех известных шаблонов, а потому достойные внимания. К ним относится новый сборник Валерия Екимова «Неслучайные странности».
Автор предлагает прогуляться по спиралям времени, заглянуть в прошлое, оценить настоящее, задуматься о будущем. Он смешивает жанры и литературные направления, обращается за помощью к философии и психологии, высказывает свои мысли немного фантастично, но честно и непредвзято, выделяя красным курсивом главную мысль. А какая мысль главная? Конечно, трактовка понятий Добра и Зла, которые окружают нас здесь и сейчас, творятся руками простого обывателя и всегда имеют последствия для человечества.
Каков основной посыл «Неслучайных странностей», что есть Добро и Зло в представлении Валерия Екимова, трудно ли издать книгу не в растиражированном жанре сегодня, корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей» решила узнать из первых уст.
Корр.: Назовите главные темы сборника.
Валерий: Не так давно у академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва в книге «Мои мысли, воспоминания» мне довелось подсмотреть удивительную идею:
«Время – это форма (по-видимому, одна из форм) существования. И можно точно сказать, зачем нужна эта форма. Всё убегающее от нас будущее необходимо для сохранения за нами свободы выбора, свободы воли, существующих одновременно с полной Божьей волей, без которой ни один волос не упадёт с головы нашей. Время – не обман, заставляющий нас отвечать перед Богом и совестью за свои поступки, которые на самом деле мы не можем отменить, изменить, как-то повлиять на своё поведение. Время – эта одна из форм реальности, позволяющая нам быть в ограниченной степени свободными. Однако совмещение нашей ограниченной воли с волей Божьей, как я уже сказал, – это одна из тайн синергии. Наше неведение противостоит всеведению Бога, но отнюдь не равняется ему по значению. Но если бы мы всё знали – мы не могли бы владеть собою».
Наш, в принципе, современник – академик-учёный на все времена! – самой атеистической на тот момент страны мира вдруг заявляет, что время – это одна из форм реальности… Жизни.
Получается, что есть и друга форма существования.
Какая?
Но не это главное. Здесь важно другое: великий учёный считает, что Время есть величина неабсолютная в различных реальностях, а относительная, «…позволяющая нам быть в ограниченной степени свободными…» на отпущенном нам отрезке. И свобода эта заключается в нашем Выборе понимания Добра и Зла на каждом временном отрезке и каждой реальности, постигшей нас, даже виртуальной, о существовании которой сегодня не знает разве что младенец и глубокий старец.
Вот, пожалуй, это – поиск своего Выбора, точнее, определения Добра во всех временных и даже вневременных реальностях, существующих не по нашей воле, как бы мы к этому ни относились! – и есть, думаю, главная, объединяющая нить пяти неслучайных странностей книги, куда нас забрасывает расшалившаяся Мысль.
Корр.: К каким жанрам Вы обращались, создавая свои рассказы? Чем обусловлен выбор?
Валерий: Честно говоря, я не очень-то задумываюсь, к какому жанру обращаюсь при написании тех или иных своих рассказов. Обычно просто догоняю разбушевавшуюся вдруг, саднящую Мысль. Вот и здесь она, однажды вдруг поверив нашему, несомненно, актуальнейшему сегодня современнику-академику в том, что Время – одна из многих форм существования, вдруг рванула не просто каким-то фантазийным, а глубоко философским и даже, может быть, научным образом, анализируя и сопоставляя имеющиеся у неё факты, вперёд по временному вектору...
(И на том спасибо, что она ограничилась вектором, а не понеслась вслед за Рэем Брэдбери по временному пространству, к примеру, на Марс, Венеру, Юпитер).
…Вот так и получилось, что первая странность залетела в семидесятые годы, пройдя по моим мальчишкам тех лет. Вторая – рассказала целую уйму во многом реальных историй нескольких семей новгородской глубинки на промежутке трёх веков, ставших, волей случая, известными мне, и лишь чуть-чуть забралась в наше недалёкое и вполне прогнозируемое будущее. Третья и четвёртая странности – это вообще простое наблюдение за странностью движения временных форм бытия в некоторых точках материи (земли-матушки), по крайней мере, в головах наших, что очень необычно и безумно интересно. Ну, а пятое, давнишнее размышление, преследующее не одно десятилетие – над некогда услышанной интерпретацией теории эволюции Дарвина, в которой венцом развития явился вовсе не человек, а некий «Лучистый разум», сплетённое со случайно подсмотренной мыслью, кажется, самого гения Эйнштейна о том, что «…если божественное начало отвергается наукой, значит, знаний недостаточно».
Ну, какой во всём может быть жанр?
Только один – простое повествование собственных мыслей на заданную тему в имеющейся точке реальности, куда их вдруг заносит.
Я его почему-то назвал так: страшно-философские искания!
А вообще использую все жанры, которые вижу и читаю, в том числе и утопию и антиутопию («Мы» и «1984»), стихосложение, публицистику, деловой и нормативно-бюрократический язык, иногда даже живопись, позволяющую нарисовать иллюстрацию для несовершенного текста. Это, кстати, не менее интересно, чем просто катиться вдогонку за мыслями. В картинах есть та же искра, что и в стихах: непредсказуемость!
Корр.: Можете дать определение понятиям Добра и Зла применительно к реальному миру?
Валерий: После выхода книги, думаю, что могу, хотя, конечно, это слишком самонадеянно, потому как: «…кто тут безгрешен, пусть первый бросит в меня камень!»
Давайте порассуждаем!
Начнём со Зла.
Во все времена, да и, пожалуй, у всех народов самым большим и непримиримым злом принято считать ПРЕДАТЕЛЬСТВО. Так, к примеру, падший ангел стал таковым злом для всего человечества, предав своего Создателя, не согласившись с сотворением Тем после него самого человека.
Во всяком случае, так начинается летопись появления Зла на земле во всех Вечных Книгах.
Но почему ж тогда Всемогущий Бог не уничтожает дьявола, хотя это Ему, безусловно, по силам, а лишь уравновешивает его четырьмя архангелами?
Но оставим библейские истории в покое, не мне рассуждать о них.
Так вот, по-моему, не всякое предательство – Зло. Уверен, каждый из нас может отречься лично от себя, предав своё личное естество (достоинство и даже честь) во имя чего-то или, ещё лучше, кого-то более важного, чем он сам. И это не будет Злом в случае, если это предательство ведёт к продолжению, укреплению, процветанию Жизни в целом. Это – самопожертвование! Всё, как у братьев Стругацких в «Пикнике на обочине»: «…пусть будет счастье для всех, бесплатно, и никто не уйдёт обиженным» (пишу по памяти).
Всё, что направлено на приумножение жизни – есть Добро, а направленное на её уничтожение, причём в любой, даже кажущейся тебе вредоносной форме, – Зло.
Во всяком случае, так видится это сейчас.
Посмотрим, что на это скажет Время.
Много сложней, когда приходится жертвовать чем-то или кем-то, не принадлежащим лично тебе, но это другая, не личностная, общественная и даже, может, общечеловеческая философия, здесь не стану говорить о ней, хотя и в ней приоритеты те же.
Корр.: В чём, как Вы считаете, ключ к спасению человечества, чтобы оно не оказалось в утопично-антиутопичном будущем, как нарисовано в одном из рассказов сборника?
Валерий: А в этом и есть «Ключ» нашего спасения:
во-первых, в осознании нашего истинного предназначения («…человеку нужен человек…» для полноценной жизни и любви во имя продолжения Жизни) и одновременно нашего постоянного искушения (стремление к получению «максимальных впечатлений» от преодоления, разрушения, всего того, что было до нас);
а, во-вторых, в достижении баланса между ними (предназначение и искушение) в личностном и общечеловеческом плане.
Корр.: Давайте немного пофантазируем, тем более что чтение книги очень этому способствует. Представьте, что, подобно герою «первой странности», Вы перенеслись в собственное прошлое. Решились бы Вы что-то исправлять или оставили всё как есть? Если не секрет, что бы Вы хотели сделать иначе?
Валерий: Безусловно, мне, как и любому из нас, захотелось бы предотвратить, предупредить всех-всех-всех о предстоящей роковой неизбежности, которая волей случая «странности» стала известна мне, чего не делает увлекаемый временной петлёй личного предназначения «мой герой» в той странности. Если внимательно прочитать её, он необъяснимым для себя образом вмешивается в ход своей Судьбы, точнее, раскрывает некоторые глубоко скрытые от него уголки собственной памяти, которая, будьте уверены, ещё много чего предъявит ему (герою) от той встречи на страницах будущих книг в Вашем издательстве.
Корр.: Условно «Неслучайные странности» можно назвать продолжением «Секретов нашего двора»?
Валерий: Конечно!
Как и «Курсантские байки», и «Антилопа», уже изданные в рукописях в Вашем издательстве (обязательно передам Вам их на коррекцию и редакцию, вот только выберу форму, как это лучше сделать).
По сути «Неслучайные странности» – это завершающая книга-путешествие мыслей по временной плоскости… моего срока:
«Забытые диалоги…» (рукописи на Проза.ру) – пятидесятые-шестидесятые годы и не только;
«Секреты…» – семидесятые годы;
«Курсантские байки…» – начало восьмидесятых;
«Антилопа» – конец восьмидесятых;
«Феликс» (пишу теперь) – девяностые и двухтысячные;
«Удивления…», «Неумелые записки» и «Пересказки…» – десятые годы и настоящее;
«Странности» – обобщающий материал, уходящий в бесконечность, о которой осталось дописать лишь эпилог, который, в принципе оставшись незаметным, уже сжат в восемь строк очень сложной рифмованной формы, называемой у знатоков поэзии «квадратом».
Корр.: Та книга рассчитана на детей школьного возраста. А что насчёт новинки? Поймут ли её дети, или читать рассказы лучше родителям? Люди с каким психотипом и менталитетом во всём разберутся и примут то, что Вы хотели до них донести?
Валерий: Мне, кажется, уже доводилось писать, что книга «Секреты нашего двора», хотя и рассказывает о детях в основном десятилетнего возраста, но обращается-то больше к сегодняшним родителям… сегодняшних школьников, повествуя им о жизни их родителей в семидесятые годы, потому как у них, на мой взгляд, безвременье девяностых украло их настоящее детство. Они не читали того, что читали мы в семидесятые, они не горели тем, чем горели мы. Им досталось лишь ослепление моего поколения искушением «разрушать», о чём писал выше. И вот теперь весы Времени, кажется, качнулись в сторону предназначения созидать Жизнь, на это и направлена была та книга, попутно увлекая в нашу увлечённость новое, поднимающееся поколения десятых годов, которое, уверяю всех, много интересней нас с вами.
Так вот, «Странности…», как это ни удивительно, уже точно не нам с вами, а им, сегодняшним подрастающим малышам: коротко и ясно раскрывающие Суть временной нити длиной в одну неравнодушную мысль. Там ведь на самом деле для них, закалённых отсутствием философских догм и правил вседозволенности, всё очень доходчиво и просто говорится о том, «…что такое хорошо и что такое плохо». Будьте уверены, они-то быстро это поймут, много быстрее нас, ибо их созидание Жизни полностью совпадёт с вектором отвержения нашего наследия разрушения девяностых.
Но пока, безусловно, первыми читателями книги станете Вы, рождённые в девяностые, пока ещё молодые и преобразующие, да и первые выводы по книге делать Вам. Но не стремлюсь быть понятым здесь, стремлюсь быть просто услышанным, чтобы «…не было мучительно больно…» за недосказанность, и, вслед за Рэем Брэдбери, шепнуть Миру, когда придёт на то время… напоследок: «Я не пытаюсь предсказать будущее – я пытаюсь его предотвратить».
Корр.: Оба сборника вышли по гранту «Новые имена». Откуда Вы узнали о программе?
Валерий: Из группы «Союз писателей» в сети «ВКонтакте» и на страницах сайта Вашего замечательного издательства, где зарегистрировался около трёх лет назад.
Корр.: Трудно было решиться в первый раз подать заявку? В чём заключались Ваши сомнения и страхи на тот момент? Оправдались ли они?
Валерий: Пожалуй, трудно.
Но это, скорей всего, связано с моим основным родом деятельности, весьма далёким от сочинительства. А ещё, безусловно, с полным отсутствием знаний в области издания книг, да и, пожалуй, правильной работы с текстом. Ведь наличие богатого воображения и приличного жизненного опыта – хотя и важная, но лишь маленькая частичка в доведении своих откровений до читателей.
Корр.: Нужны ли консультации с редактором и корректором, или Вы считаете, что без них можно обойтись?
Валерий: Безусловно, нужны.
Они – профессиональные проводники в мир литературы слепцов-писателей, одержимых не облечённой в броню переплёта своей голой идеей.
Корр.: Какие чувства Вы испытываете, когда держите в руках готовую книгу? Стоит ли это тех усилий, которые приходится затратить сперва на написание историй, а потом на их публикацию?
Валерий: Как и в прошлый раз, прежде всего, чувство глубокого облегчения от высвобождения от непосильной ноши некоего сокровенного «знания», которое как-то неожиданно, вдруг, обрушилось на голову.
Теперь оно уже не моё!
Оно в надёжных руках читателей и, конечно, её творцов – всего замечательного коллектива издательства «Союз писателей», работающего над выходом этой книги!
Теперь в ней, как, кстати, и сказано в повести «Потерянная тетрадь», есть и Ваши, господа-товарищи, мысли, а скоро к ним добавятся мысли её будущих читателей. А значит, она будет жить уже совершенно своей, не зависящей от нас всех жизнью.
Удачи ей в этом Пути!
Это ли не созидание?
А значит, и мы с Вами положили свой кирпичик в своё истинное предназначение, в Добро.
Ради этого стоит затратить любые усилия!
Корр.: Не сомневаюсь, что Ваша книга и правда способна пробудить некоторых читателей от спячки и сделать их чуточку менее равнодушными и капельку более ответственными за свои поступки.
Корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей»
Екатерина Кузнецова
Книга размещена на всех электронных литературных площадках (Литрес, Буквоед, Озон и прочие) и интернет-магазинах издательства.
https://proza.ru/2019/12/17/1372