Я как собака: смысл речи на удмуртском языке понимаю, а говорить не могу. Когда я спрашивала свою маму, почему они с отцом не научили нас родному языку, она отвечала, что этот язык нужен только до Балезино (это поселок в самой северной точке Удмуртии), а дальше он уже никому не нужен. Поэтому считая, что удмуртский язык нам по жизни не понадобится, родители говорили с нами только на русском языке.
Так и получилось, что в нашей чисто удмуртской семье на родном языке говорили только отец с мамой, а мы-дети лишь понимали общий смысл их речи. Не знаю, есть ли еще такой народ на земле, который бы так неуважительно относился к своим национальным корням.
Причины такого отношения тянутся глубоко в исторические корни, когда удмуртский народ оскорбляли, унижали, обзывали "вотяками". Для удмурта это то же самое, как если бы афроамериканца назвали негром. Сколько я себя помню, меня всегда в глубине души радовало, когда во мне не признавали удмуртку, и раздражало, когда ко мне обращались на удмуртском языке.
В одной исторической книге я прочитала, что для северных удмуртов, которых традиционно окружали русские, эталоном красоты считались русские. А вот для южных удмуртов, соседями которых были татары, эталоном красоты были представители этой нации.
Стыдно признаться, но я стеснялась быть удмурткой, я всегда ощущала себя русской. Я понимаю, что это неправильно, но я настолько пропиталась таким пренебрежительным отношением к своей нации с детства, что мне очень трудно было принять себя как удмуртку и особенно удмуртский язык. Я была очень удивлена, когда узнала, что моя подруга татарка захотела ходить на курсы удмуртского языка, и он ей очень понравился. А другая моя знакомая русская женщина с удовольствием самостоятельно изучает удмуртский язык.
Помню, когда я училась в институте в 80-х годах, на одном из предметов преподаватель нам говорил, что когда наступит коммунизм, будет ассимиляция всех наций, и все люди будут говорить на одном языке. И я наивно верила этому. Собственно, в нашей столице Ижевске почти не слышно было удмуртской речи, и мне не сложно было поверить, что он когда-то исчезнет.
После окончания института по распределению я вернулась в родной Ижевск. Как-то на работе мы разговорились с одной татарочкой, и я с ней поделилась по поводу скорой ассимиляции языков. Она ответила: "Может удмурты ассимилируются, а вот татары-никогда." Тогда я подумала про нее: какой дремучий национализм! А теперь понимаю, она просто любит свою нацию, свой народ, родной татарский язык. А вот я предаю свои корни!
Конечно, в настоящее время большой вклад в развитие удмуртской культуры и языка вносит удмуртская интеллигенция. У нас очень музыкальный народ. Вспомним хотя бы Бурановских бабушек, удачно выступивших на Евровидении. Повсюду по Удмуртии открываются этно музеи. В Ижевске работает единственная в республике Удмуртская гимназия. В национальном театре на удмуртские постановки- всегда аншлаги.
К сожалению, на улицах, в магазинах, учреждениях по-прежнему редко можно услышать удмуртскую речь. Сердце радуется, когда слышишь молодых, которые говорят на родном наречии. Сразу видно, что они приехали в город из деревенской глубинки.
Я думаю, Бог не зря создал разные народы, языки, наречия. Он любит любую нацию. В разнообразии является полнота жизни. Как нет ни одного похожего человека, так каждая нация несет в себе особенности, присущие только ей. Слава Богу, за это многообразие!
Хватает Волге широты и сини,
Но с Камою она ещё синей.
И для меня бы не было России
Без маленькой Удмуртии моей!
Флор Васильев
Если вас задел этот вопрос национальной самоидентификации, пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал.
#бурановские бабушки, #удмуртский язык, #здоровье нации,
#семейные отношения