Найти тему

Развитие ДВЖД позволит портам Хабаровского края стать крупнейшими в России – эксперт

Кроме того, это вдохнет новую жизнь в многочисленные БАМовские поселки, даст местным жителям работу и обеспечит поступление новых налогов в краевой бюджет.

Масштабное развитие Восточного полигона «РЖД» позволит морским портам, расположенным на территории Хабаровского края, обогнать приморских конкурентов и догнать крупнейшие российские порты. Также это поможет оживить депрессивные БАМовские поселки, обеспечит местных жителей работой, а краевой бюджет новыми налоговыми поступлениями. Об этом в разговоре с корреспондентом портала PROkhab.ru рассказал бывший депутат Законодательной думы Хабаровского края, а ныне член региональной Общественной палаты и Народного совета Юрий Матвеев.

11 января в Хабаровске с рабочим визитом побывал генеральный директор ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров. Здесь глава «РЖД» провел двустороннюю встречу с губернатором Хабаровского края Михаилом Дегтяревым, в ходе которой он
представил нового начальника ДВЖД Евгения Вейде и обсудил инфраструктурные проекты, которые будут реализованы в ближайшие годы на территории Хабаровского края.

Стоит отметить, что президентом России Владимиром Путиным поставлена задача в максимально короткие сроки расширить пропускные возможности Восточного полигона «РЖД», часть инфраструктуры которого проходит по территории Хабаровского края. Программа развития Восточного полигона рассчитана на период 2013–2024 годов и реализуется на Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорогах.

Еще весной 2021 года правительство России утвердило инвестиционный проект «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей (второй этап)», который направлен на увеличение к 2024 году провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей в полтора раза, то есть до 180 миллионов тонн в год.

Согласно планам, в 2021 году пропускная способность железных дорог должна была вырасти до 144 миллионов тонн, в 2022 году — до 158 миллионов тонн, в 2023 году — до 173 миллионов тонн, а в 2024 году — до 180 миллионов тонн. Кроме того, одной из главных задач этого проекта является сокращение времени перевозки контейнеров железнодорожным транспортом с Дальнего Востока до западной границы РФ до семи суток, а также увеличение объема транзитных перевозок контейнеров железнодорожным транспортом в четыре раза.

— ДВЖД – это полигон для отработки новейших технологических и технических решений в самых суровых условиях эксплуатации. Локомотивы нового поколения и тяжеловесное движение уверенно вошли в технологические процессы, являясь сегодня основой достижения поставленных президентом России задач по увеличению объемов перевозок в восточном направлении, — заявил Олег Белозеров.

В свою очередь, глава Хабаровского края Михаил Дегтярев поздравил Евгения Вейде с назначением на должность начальника ДВЖД и выразил уверенность, что краевые власти продолжат свое многолетнее плодотворное сотрудничество с Дальневосточной железной дорогой.

— Дальневосточная железная дорога является крупнейшим налогоплательщиком и работодателем в регионе, внося свой ощутимый вклад в социально-экономическое развитие Хабаровского края. В 2021 году введен в эксплуатацию новый пригородный электропоезд, отвечающий всем современным требованиям безопасности и комфорта при перевозке пассажиров. Мы готовы и дальше взаимодействовать в вопросах обновления подвижного состава и сокращения времени междугороднего сообщения. Особенно на участке Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре, соединяющем два наших промышленных центра, — подчеркнул Михаил Дегтярев.

Помимо повышения комфорта пассажирских перевозок, сейчас ведется большая работа по развитию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона ОАО «РЖД», который сейчас является одним из важнейших стратегических проектов в Хабаровском крае. В частности, в наступившем 2022 году будут проводиться различные мероприятия в рамках второго этапа развития Восточного полигона, направленные на увеличение провозной способности железной дороги, без которой невозможно наращивание производственных мощностей морских портов Ванино и Советская Гавань.

— Увеличение грузовой базы и повышение эффективности перевозочного процесса нацелены на выполнение государственных задач по развитию Дальнего Востока, — отметил Михаил Дегтярев.

Стоит сказать, что уже к 2025 году перспективный грузопоток по железной дороге в направлении морских портов Ванино и Советская Гавань, с учетом активного развития этих двух портов, должен составить от 100 до 112 миллионов тонн. Для этого в 2022-2024 годах ОАО «РЖД» планирует провести электрификацию железнодорожной ветки Волочаевка-2 — Комсомольск-на-Амуре — Ванино — Советская Гавань и построить второй главный путь на участке Комсомольск-на-Амуре — Ванино. Выполнение этих и других мероприятий позволит увеличить пропускную способность БАМа с 43,3 миллионов тонн в 2022 году до 81,8 миллиона тонн в 2025 году. Помимо этого также планируется строительство второго моста через Амур у Комсомольска-на-Амуре и второго Кузнецовского тоннеля — это позволит нарастить грузопоток на Ванинско-Совгаванском направлении до 100 миллионов тонн.

Еще одним масштабным проектом развития БАМа является строительство Дуссе-Алиньского тоннеля в Верхнебуреинском районе Хабаровского края. Новый тоннель строится параллельно старому на БАМовском участке Новый Ургал – Постышево перегона Нальды – Дуссе-Алинь. После окончания его строительства будут сняты габаритные ограничения по перевозке грузов на участке Новый Ургал – Постышево, обусловленные устаревшей конструкцией действующего тоннеля. Кроме того, в наступившем году рядом с местом возведения нового тоннеля начнется еще одна крупная стройка – двухпутной вставки на перегоне Нальды – Дуссе-Алинь. Второй путь будет примыкать с западного портала тоннеля. Реализация этого проекта поможет увеличить интенсивность движения поездов на участке Новый Ургал – Постышево, которая сейчас составляет 23 пары поездов в сутки. Завершить строительство нового Дуссе-Алиньского тоннеля планируется к концу 2024 года.

При этом, даже после завершения реконструкции БАМа и Транссиба подъезды к портам и сухопутным пограничным переходам будут работать почти на пределе своих возможностей, поэтому в состав Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» входит еще и строительство железной дороги и моста на Сахалин. Согласно проекту, железная дорога протяженностью 585 километров пройдет по территории сразу трех муниципальных районов Хабаровского края (Комсомольского, Ульчского и Николаевского), а также четырех муниципальных районов Сахалинской области (Охинского, Ноглинского, Александровск-Сахалинского и Тымовского). Причем, из общих 585 километров протяженности этой железной дороги 452 километра пройдут по материковой части Хабаровского края, шесть километров придется на мостовой переход через Татарский пролив и еще 127 километров дороги пройдут через Сахалинскую область. На разработку проектно-сметной документации этого объекта потребуется два года. Предварительный лимит финансирования моста на Сахалин с железной дорогой составляет примерно 600 миллиардов рублей. Реализация этого проекта поможет социально-экономическому развитию Комсомольского, Ульчского и Николаевского районов Хабаровского края.

Помимо этого, глава региона вместе с руководителями ОАО «РЖД» и ДВЖД обсудил возможность увеличения протяженности Детской железной дороги, расположенной в Железнодорожном районе города Хабаровска. Сделать это планируется совместно с ОАО «РЖД» в рамках капитальной реконструкции питомника имени Лукашова и превращения его в полноценный городской парк.

Как отметил в разговоре с корреспондентом портала PROkhab.ru бывший депутат Законодательной думы Хабаровского края, а ныне член региональной Общественной палаты и Народного совета Юрий Матвеев, развитие Восточного полигона «РЖД» позволит оживить депрессивные БАМовские поселки, обеспечит местных жителей работой, а краевой бюджет новыми налоговыми поступлениями.

— Почему в последнее время такое большое внимание стало уделяться развитию Восточного полигона «РЖД»? Потому что ни для кого не является секретом то, что сегодня в мире огромными темпами развивается Азиатско-Тихоокеанский регион. И всем этим странам, таким как Китай, Япония, Южная Корея, Индонезия и Пакистан, требуется огромное количество ресурсов для своего развития. А какие ресурсы им нужны? Уголь, нефть, газ и многое другое. Своих ресурсов у них нет, поэтому они закупают их у нас в России. Соответственно, в такой ситуации транспортная логистика имеет колоссальное значение. А что даст Хабаровскому краю все это развитие Восточного полигона «РЖД»? В первую очередь, это большое количество новых рабочих мест. Сейчас на ДВЖД работает 60 или 70 тысяч человек, если мне не изменяет память, а благодаря всему этому развитию Восточного полигона «РЖД» там будет работать вдвое больше людей. А это занятость людей, их зарплаты и жилье, налоги в наш бюджет и так далее. Плюс, развитие железной дороги резко оживит все городки, поселки и разъезды, расположенные вдоль нее, которые «умерли» в 1990-ые годы, — сообщил Юрий Матвеев.

По словам эксперта, развитие Дальневосточной железной дороги также позволит уже через несколько лет серьезно увеличить объем перевозки грузов через морские порты Хабаровского края, что даст новый толчок развития всей транспортной, логистической и портовой сфере в регионе, а также позволит местным жителям быстрее и комфортнее добираться из одной точки Хабаровского края в другую.

— Хабаровский край становится той транспортной схемой, которая на себя берет большую часть перевалки грузов на Дальнем Востоке. Вот просто один пример. Еще в 2009 году мы через Ванино и Советскую Гавань переваливали всего 9 миллионов тонн грузов. А в прошлом году эта цифра выросла почти до 50 миллионов тонн. А для того, чтобы такой рост стал возможным, была проведена огромная работа по реконструкции Восточного полигона «РЖД» — были построены новые разъезды, обгонные и двойные пути и многое другое. А сейчас у нас стоит задача к 2030 году увеличить объем перевалки грузов в Ванино и Советской Гавани до 110, а то и до 140 миллионов тонн. А для этого нужно построить несколько новых тоннелей, второй железнодорожный мост через Амур у Комсомольска, а также электрифицировать ветку Волочаевка-2 — Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань. А для достижения последней задачи необходимо построить электростанцию, сравнимую по мощности с Хабаровской ТЭЦ-1, а также 13 или 14 тяговых подстанций, плюс протянуть провода и построить новые обгонные пути, — рассказал Юрий Матвеев.

Кроме того, по словам эксперта, масштабное развитие инфраструктуры «РЖД» на Дальнем Востоке позволит морским портам, расположенным на территории Хабаровского края, уже в ближайшее время обогнать своих приморских конкурентов и догнать по объему грузооборота крупнейшие российские порты, такие как Новороссийск.

— Сегодня по нашей дальневосточной ветке идут шеститысячные составы, в которых по 100 вагонов, с интервалом в восемь минут. А скоро они будут идти еще чаще. Поэтому глава «РЖД» Олег Белозеров и приехал в Хабаровск, потому что сегодня дальневосточное направление является самым перспективным. И больше всего здесь выиграет тот регион, на чьей территории все это будет реализовано, то есть Хабаровский край, который благодаря всему этому по перевалке грузов обгонит Приморье. Если в Приморье мощности их портов уже практически исчерпаны, то у нас есть огромный потенциал развития. Та же Советская Гавань сегодня переваливает меньше 1 миллиона тонн грузов, а может вырасти до 10 миллионов тонн. Ванино с нынешних 50 миллионов может вырасти до 140 миллионов и догнать крупнейший в стране «сухой» порт Новороссийск. А крупнейшие приморские порты сегодня переваливают 60-80 тонн грузов. Плюс, у нас есть перспективы развития портов в Аяно-Майском и Тугуро-Чумиканском районах, в Де-Кастри и Николаевске-на-Амуре, — заключил Юрий Матвеев.

В целом, стоит сказать, что благодаря Михаилу Дегтяреву в последнее время Хабаровский край стал заметной точкой притяжения высокопоставленных федеральных чиновников, глав госкорпораций и руководителей крупных частных компаний. Такая «перезагрузка» отношений нашего региона с федеральным центром позволила привлечь в экономику Хабаровского края десятки миллиардов рублей, которые пошли на развитие региона и решение многих местных проблем. И в этом плане не осталось в стороне ОАО «РЖД», которое является главным работодателем, налогоплательщиком и драйвером развития социальной инфраструктуры во многих поселках и муниципальных районах Хабаровского края.

Те огромные средства, которые ОАО «РЖД» вложит в ближайшие несколько лет в модернизацию своей инфраструктуры в Хабаровском крае, не только помогут решить стратегическую задачу развития транспортной отрасли, но и станут драйвером развития экономики региона. По мере реализации этого амбициозного проекта в Хабаровском крае будут созданы тысячи новых рабочих мест с хорошей зарплатой, большие объемы заказов получат местные фирмы-подрядчики, работающие в регионе и выплачивающие налоги в местные бюджеты, а для перевозок людей и материалов будут использованы возможности местных транспортных компаний. Положительный эффект от реализации такого масштабного проекта ощутят на себе даже обычные гостиницы и магазины.

Топ новостей