Найти тему
Занудный балет

Не только "Щелкунчик": 5 зимних балетов вам в ленту

Все мы знаем, что в балете с Новым годом/зимой ассоциируется прежде всего "Щелкунчик" с его рождественским колоритом, торопящимися по зимним гордским улицам гостям, праздником в доме Штальбаума (ну или Зильберхауса), елкой, сценой в зимнем лесу и вальсом снежинок. Но не "Щелкунчиком" единым полнится балетная зимняя тематика: вот еще несколько примечательных постановок.

1. Дочь Снегов (М. Петипа, муз. Л. Минкус), 1879

Балет Мариуса Петипа "Дочь Снегов" был в ряду модных в те года представлений, когда опера/балет содержали какой-нибудь зимний дивертисмент. Например, сам Петипа еще в 1872 году ставил балет "Камарго", где был Зимний дивертисмент, решенный в виде сцены видения.

1 акт - судно отправляется из порта. Танец моряков.
1 акт - судно отправляется из порта. Танец моряков.

Судно, направляющееся к Северному полюсу, заманивает в свое королевство Дух Холода. Там капитан судна влюбляется в его дочь, но та холодна и не обращает внимания на его признания в любви. Капитан все же приходит в себя, вспоминает свой корабль и свою невесту. Он и его команда стремятся вернуться домой, но им мешают снег и разные препятствия. Чтобы спасти команду, капитан приносит себя в жертву Духу холода и снова оказывается во власти Дочери снегов. Богиня лета и любви подходит к капитану на помощь и согревает его. Зима становится летом, а Дочь снегов - подснежником. Но снова появляется Дух холода, и возвращаются снег, лед и мрак. Капитан замерзает: Дочь снегов погубила его.

Литография, относящаяся ко 2 акту - "Царство Духа Холода"
Литография, относящаяся ко 2 акту - "Царство Духа Холода"
3 акт - "Возрождение природы"
3 акт - "Возрождение природы"

В спектакле один из актов (второй) представлял собой сцену видения. В Стране Снегов капитан встречал Дочь Снегов (ее видение), влюблялся в нее, далее сцену наводнял многочисленный кордебалет танцующих снежинок. Возможно, Петипа хотел здесь сыграть на успехе аналогичной сцены - картины Теней из "Баядерки", вышедшей двумя годами ранее, однако повторить подобный успех не удалось. Критика встретила балет без особого энтузиазма, и он довольно быстро выпал из репертуара.

2. Ледяная Дева (Ф. Лопухов, муз. Э. Григ), 1927

В 1920-е годы балетмейстер Федор Лопухов на пути поиска новых форм выразительности вовсю предавался экспериментам, многие из которых заканчивались неудачами. Однако в балете "Ледяная Дева" решил все-таки отступить чуть назад, создав, по его словам, "классический балет в преломлении 1927 года". За основу была взята одноименная сказка Андерсена, а музыку, взятую у ярчайшего северного композитора Э. Грига, оркестровал Б. Асафьев. Сюжет - это рассказ старца о Ледяной деве, влюбленность в которую несет погибель простому смертному. Таким смертным здесь был юноша Асак.

В спектакле Лопухов с одной стороны, использовал классическую лексику, с другой, внушительно приправил ее своими гимнастико-акробатическими находками (что хорошо видно по сохранившемуся до наших дней адажио Асака и Сольвейг). Здесь и невероятные поддержки, и шпагаты, призванные подчеркнуть острый, угловатый рисунок танца Девы, и знаменитое "кольцо Мунгаловой" (исполнительницы, на которую балет ставился).

"Ледяная дева" - один из самых успешных балетов Лопухова, продержавшийся в репертуаре 10 сезонов.

3. Поцелуй Феи (Б. Нижинская, муз. И. Стравинский), 1928

Буквально тут же, только за пределами СССР, был поставлен еще один балет по мотивам "Ледяной девы" Андерсена. Ида Рубинштейн, неудовлетворенная тем отношением к музыке Чайковского, которое бытовало в те годы в Западной Европе, вышла на Игоря Стравинского, почитавшего, как известно, Петра Ильича. Музыка балета, в основе которой лежит мелодизм, присущий Чайковскому (а если вслушаться, то можно услышать и знакомые мотивы), - дань уважения Стравинского к своему предшественнику. Ему же принадлежал и сценарий, который несколько отличался от того, что шло в Ленинграде.

Фея - это и есть Ледяная дева (предполагается, что Стравинский знал об уже идущей в Ленинграде "Ледяной деве" Лопухова и вынужден был переименовать свой балет). Эльфы из ее свиты похищают ребенка у матери. Его целует фея, обозначая свою власть. Когда он вырастает, фея обманом влюбляет его в себя и делает заложником своих чар, своим вечным спутником в царстве льдов и холода.

Премьера спектакля прошла в Парижской оперы, однако успеха он не имел (всего 2 представления). А то, что вы видите ниже - фильм-балет 1990 года в хореографии Натальи Касаткиной и Владимира Василева и с молодым Владимиром Малаховым в главной партии.

4. Конькобежцы (Ф. Аштон, муз. Дж. Мейербер), 1937

В бессюжетном балете "Конькобежцы" сэра Фредрика Аштона показаны люди, весело и радостно проводящие зимнее время, катаясь на замерзшем пруду. Правда, русский перевод названия не совсем отражает то, что происходит, т.к. изображаются не те спортсмены, что соревнуются на скорость и время, а фигуристы. Танцовщики имитируют движения и характерные элементы как раз фигурного катания (хотя Аштон вроде и не особо разбирался в фигурном катании, но отразил его, как смог).

Королевский балет Лондона

Спектакль задумывался как броское зрелище и был призван стать одним из шагов на пути укрепления статуса труппы Вик Уэллс. Нужно было придумать нечто сопоставимое по уровню популярному на Западе "Русскому балету" Полковника де Базиля, но чтобы при этом чувствовался национальный колорит. Поэтому в качестве темы было выбрано катание на коньках - распространенное времяпрепровождения англичан викторианской эпохи. Балет вышел успешным и до сих пор ставится в Ковент-Гарден. В России "Конькобежцы" одно время входили в репертуар Пермского театра перы и балета.

5. Снегурочка (В. Бурмейстер, муз. П. Чайковский), 1961

Этот балет, который иногда называют "четвертым балетом Чайковского", любопытен хотя бы по той причине, что поставлен впервые был не в России, а в столице Великобритании Лондоне.

Отношения Владимира Бурмейстера с родным театром им. Станиславского и Немировича-Данченко к 1961 году были прекращены, а тут его позвали сначала в Парижскую оперу ставить"Лебединое озеро", а затем на него вышел Антон Долин и пригласил в Англию, Лондонский Фестивальный Балет. Условие было такое: создать спектакль непременно на музыку теперь уже популярного Чайковского, причем это не должен быть какой-то из трех его знаменитых балетов. Бурмейстер (к слову, правнучатый племянник Чайковского) подобрал несколько произведений, среди которых была и музыка к сказке "Снегурочка" Островского. Последняя, как считается, и подсказала название балета.

В этом спектакле повествуется о трагической любви Снегурочки, сбежавшей от Деда Мороза в сказочную Берендеевку к людям, к простому смертному Мизгирю. Снегурочка променяла свое зимнее царство на царство людей, а Мизгирь променял любящую его Купаву на Снегурочку. Ничего хорошего, как полагается, из вторжения неземного существа в людскую среду, не вышло. Снегурочка во время празднования свадьбы тает от лучей солнца, а Мизгирь, потеряв любимую, бросается в реку.

Снегурочка - Наталья Ледовская, Мизгирь - Дмитрий Забабурин

"Снегурочка" была перенесена Бурмейстером через пару лет в МАМТ, а в 2001 году с успехом была возобновлена в обоих театрах.

Спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь, комментируйте, делитесь с друзьями.