Эта история о Магницком Леонтии Филипповиче — великом русском математике, который написал первый российский учебник математики, по которому учились аж 200 лет. Несмотря на своё крестьянское происхождение, благодаря своим недюжинным знаниям и стремлениям, стал дворянином. Но давайте по порядку.
Вторая половина XVII века. Тверская область, Осташково. В крестьянской семье Теляшиных родился сын Леонтий Филиппович Теляшин (крестьянам фамилии не полагались, так что это скорее прозвище, чем фамилия). Два года спустя родится наследник русского престола и будущий российский император Пётр I, который сыграет немалую роль в жизни этого мальчишки. Но это будет позже, а пока что вернёмся к крестьянскому сыну Теляшиных.
С юных лет Леонтий работал вместе с отцом Филиппом на пашне, самостоятельно обучаясь чтению и письму. По одной из версий он был племянником устроителя Ниловой пустыни на озере Селигер (это в 25 км от Осташково). Так или иначе у мальчика был доступ к церковным книгам. Говорят, что он был страстным охотником до чтения и решения всяких мудреных задач.
В 15 лет он был отправлен работать в монастырь возчиком рыбы для монахов. Но монахи были так поражены начитанностью, грамотностью и умом Леонтия, что оставили его при монастыре чтецом. Затем его перевели в Симонов монастырь в Москве, где было решено делать из юноши священнослужителя.
В 16 лет он поступил в Славяно-греко-латинскую академию (в то время это было основное учебное заведение России). Там он проучился почти 9 лет. Что примечательно, арифметику в академии не преподавали, но Леонтий самостоятельно обучался математике (навигации и астрономии) по русским и иностранным рукописям, и его знания в области геометрии и тригонометрии удивляли многих.
Знакомство с Петром I
В это время Петр I уже стал царём. Как известно Пётр был своего рода охотником за талантливыми людьми, полезными для России. Так произошла первая встреча последнего русского царя с Леонтием Федоровичем. Пётр был настолько поражен эрудицией и незаурядными познаниями молодого человека, который был лишь на два года старше его самого, что в знак признания жаловал ему фамилию Магницкий.
"В сравнении того, как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя".
Однако дворянином Леонтий Федорович от этого не стал и в число русской знати не вошел. К слову, священнослужителем, как ему пророчили, он тоже не стал. Домой он не вернулся, а остался в Москве. Следующие 6 лет он занимался самообразованием, а на хлеб зарабатывал тем, что обучал детей в частных домах (по сути жил репетиторством, как сейчас бы сказали).
Работа в школе
В 1701 году он получил от Петра I первое государственное назначение и стал преподавателем в школе математических и навигацких наук (по сути это было главным мореходным училищем России). Там Леонтий Федорович обучал детей арифметике, а, скорее всего, ещё и геометрии с тригонометрией. Сначала он был помощником преподавателя, затем учителем.
За Магницким закрепилась слава лучшего учителя математики в Москве того времени, однако его зарплата была намного ниже, чем зарплата учителей-англичан в той же школе.
Арифметика Магницкого
Чуть позже ему было поручено написать учебник по математике и кораблевождению. Петра I интересовала не базовая арифметика, а всеобъемлющая книга с доступным изложения всех разделов математики с прикладным уклоном в морские и военные дела.
Над учебником Магницкий работал в той же Навигацкой школе, где и преподавал (Петр настолько благоволил Магницкому, что ему разрешили взять себе в помощники за государственный счет Василия Киприанова — фактически это соавтор Магницкого). Там он мог пользоваться библиотекой, приборами для измерений, консультироваться с иностранными специалистами и руководителем школы Яковом Брюсовым, который был сподвижником Петра, и, судя по всему, куратором Магницкого.
Учебник был написал всего за 2 года (издан в 1703 году). Причем это был не просто перевод иностранных книг, а полностью самостоятельный труд с собственной структурой и характером изложения. По сути это был даже не учебник, а энциклопедия по математике и навигации, по которой учились в России более 200 лет.
Книга по моде тогдашних лет имела длинное название "Арифметика, сиречь наука числительная. С разных диалектов на славянский язык переведенная, и во едино собрана, и на две книги разделена". Почти сразу книгу стали называть коротко и ясно "Арифметика Магницкого". Тираж был 2400 экземпляров — по тем временам довольно много.
"Из грязи в князи"
Пётр I был настолько впечатлен работой, что одарил Леонтия Федоровича "саксонским кафтаном" (это одежда высшего сословия Петровской эпохи) и другой одеждой. Помимо этого ему были дарены целые деревни во Владимирской и Тамбовской губерниях и дом в Москве на Лубянке. А в 1704 году царским указом Магницкому было пожаловано дворянство.
В 1715 году Петр I открывает Морскую академию в Петербурге, а в московской Навигацкой школе начинают преподавать только математику, тригонометрию и геометрию. Магницкий становится там сначала старшим учителем, затем завучем, а потом руководителем школы. Ему было поручено набирать учителей для всех цифирных школ России.
Авторитет Магницкого среди современников был огромен. Он выучил и воспитал целую плеяду видных руководителей и военачальников того времени.
Что в книге
Любопытно, что структура Арифметики Магницкого была почти такой же, как сейчас. Сначала примеры от простого к сложному, затем общее правило. В книге было более 600 страниц. Там были не только сложение, вычитание, умножение, деление и дроби, но и производные, извлечение корня, логарифмы. Последние главы были посвящены прикладному применению математики в навигации и кораблевождении. Магницкий заменил устаревшие слова "тьма" и "легионом" используемыми поныне "миллион, биллион и триллион".
Один из экземпляров книги попал к юному тогда Ломоносову, который хранил её до самой смерти и называл "вратами учености".
Память о Магницком
Умер Магницкий в 1739 году в возрасте 70 лет. Похоронен в Церкви Гребневской Иконы Божией Матери у Никольских ворот рядом с князьями и графами.
В 1932 году при постройке метро обнаружилась надгробная плита из крепкого известняка с "эпитафией", написанной его сыном Иваном. Ещё глубже была найдена его гробница, обложенная кирпичом и залитая известью. Внутри была дубовая колода со скелетом Леонтия Филипповича. У него над головой находилась лампадка в форме стеклянной чернильницы и наполовину истлевшее гусиное перо.
А вот ещё несколько интересных статей, которые наверняка вам понравятся: