Найти тему
Хакнем Израиль

О плохих «шидухах»

Рубрика #хакнем_иудаизм (посты на тему: еврейская традиция и современная еврейская реальность).

Статья предоставлена для канала #хакнем_иудаизм издательством журнала "Мир Торы".

Автор: #александр_айзенштат , художник и религиозный деятель. Москва, Иерусалим.

Цикл статей "Шидух": Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6 [текущая].

Изображение из открытых источников информации
Изображение из открытых источников информации

Всегда, когда нужно объяснить что-то из Торы, нужно исходить из того, что Тора является законом и регламентом нашей жизни, но это теория, и мы должны привести практику в соответствие с теорией. И когда мы касаемся какие-то «философских» идей, изложенных в Торе, нужно понимать, что все это вещи священные и истинные, но отвлеченные от жизни. А я в своих статьях говорю именно о жизни людей в свете законов Торы, поэтому ситуация меняется: у людей «в жизни — как в жизни», а значит не всегда как в тексте. Есть люди, которых можно условно назвать носителями Торы. Даже если человек вырос вне Торы, но занимается ею 10 лет, то он является носителем Торы. Тем, кто занимается Торой с раннего детства, эти 10 лет могут не показаться столь значительным сроком, но понятно, что 10 лет занятий Торой для взрослого человека это объективно много, и для многих из тех людей, к которым мы обращаемся в нашем издании, такой человек действительно является носителем Торы. И тем более люди, которых называют раввинами, для которых Тора это буквально суть жизни — те самые люди, которые составляют ядро религиозного общества. Моя задача состоит в том, чтобы попытаться объяснить как живут евреи в религиозном обществе, что у них принято, какое у них к чему отношение — в первую очередь, тем, кто еще не является носителями Торы, а лишь недавно начал интересоваться Торой, куда-то приходить и может быть даже что-то соблюдать, а также тем, что уже продвинулся на пути Торы и заповедей — «баалей тшува», «вернувшиеся» к традиции евреи, и «герим», прозелиты, с условно десятилетним стажем. Многие сотни раз я сидел напротив таких людей и объяснял им — иногда успешно, а ино- гда не очень — как тут все работает.

Иногда в полемике между светскими и религиозными евреями звучит обвинение: «Вот он с пейсами, с бородой и в шляпе, а смотри что он творит»! Это правильное обвинение. Несомненно, «соблюдающий еврей» должен вести себя по Торе. Но если мы будем рассуждать аналитически, желая понять суть вопроса, то мы должны будем понять и принять как печальную данность, что многие люди, которые выросли в Торе, живут по Торе и несомненно являются носителями Торы, не соблюдают Тору на 100%. Это значит, что иногда они ошибаются, что они не могут обуздать какие-то свои страсти и преодолеть желания, не могут исправить какие-то плохие личные качества. И эта тема — как земной человек из плоти и крови соблюдает Б-жественную Тору — является одной из основных тем в самой Торе (Пятикнижии), а в Пророках и Писаниях это вообще главная проблема. То, как происходят нарушения, полный отход от Торы, частичный отход от Торы, как возникают заблуждения — все это очень подробно обсуждается в Танахе, и многократно упоминается в Талмуде, и никто этого не скрывает, не заметает под ковер — наоборот, это очень подробно показывается. Причем говорится там не просто о людях, которые выросли в Торе, овладели Торой, а потом совершили чудовищные преступления, но и о великих праведниках, у которых тоже были те или иные так называемые «прегрешения» — разные прегрешения, совершаемые в т.ч. из самых благих и возвышенных побуждений, и потому невозможные для простых людей. Чтобы объяснить это я позволю себе следующий пример. Недавно мой сын перенес очень сложную операцию в Нью-Йорке. Я не эксперт, но слышал от специалистов, что профессор, который сделал эту операцию, является самым крупным специалистом в мире в данной области, а помогал ему самый крупный специалист в смежной области. Слава Б-гу, операция прошла очень успешно. Но что если, не дай Б-г, такой человек совершает ошибку — по причине усталости, или потому, что неправильно все рассчитал? Обычный человек не может совершить подобной ошибки, поскольку он просто не делает таких операций. Обычный человек не окажется на месте этого профессора, стоящего во главе очень большого профессионального коллектива и сделавшего блестящую карьеру. И даже хирург попроще не окажется на его месте — лишь уникальный специалист и подобные ему могут совершить такую ошибку. И, конечно, последствия таких ошибок бывают катастрофическими. Это сложная тема в Торе, и я не буду сейчас в нее углубляться. Я лишь хочу объяснить главное: когда мы начинаем описывать какие-то жизненные реалии, связанные с иудаизмом, и имеющие место в религиозном, и даже в ультрарелигиозном обществе, то мы сталкиваемся с целым букетом проблем, и это в значительной степени проблемы соблюдения. Выше мы подробно говорили о том, что парень из религиозной семьи в процессе «шидуха» и дальше, до бракосочетания включительно, не может кос- нуться девушки: нельзя пожать руку, нельзя поддержать ее за талию, чисто по-джентльменски, давая ей пройти вперед — такого быть не может, и любому человеку, который хоть немного знает о еврейском законе, понятно что это запрещено, по той или иной причине, или сразу по обеим. Но соблюдают ли на практике данные ограничения учащиеся ешив и семинаристки? Конечно, значительная их часть, серьезные и середнячки, строго соблюдают правила. Вместе с тем, понятно что многие все же нарушают данный запрет. У нас в ешиве был случай: один ученик, очень талантливый парень, сделал в Москве «шидух» с девушкой, которая, как и он, выросла вне Торы — тоже очень талантливой и симпатичной. Они опубликовали в интернете фотографию, на которой она положила ему голову на плечо и обнимала его. Кто-то из преподавателей задал вопрос покойному раву Штейнману, одному из самых известных раввинов поколения, о том, как следует реагировать. Рав сказал, что это, конечно, запрещено, и их необходимо призвать исправиться, но что устраивать трамтарарам по этому поводу не нужно, поскольку подобных случаев, к сожалению, сегодня много. Потом они поженились, а вскоре развелись. Это лишь один из многих примеров.

В этой сфере бывают разные проблемы, причем не обязательно связанные со страстью, которую испытывает мужчина по отношению к женщине: деньги и почет тоже никто не отменял. Расскажу о еще одной категории заведомо проблематичных «шидухов». Представим себе состоятельного, или даже очень состоятельного мужчину, который начал приобщаться к Торе в зрелом возрасте и постепенно становится религиозным. Ему уже около 40. На каком-то этапе его знакомят с девуш- кой, которая гораздо моложе его — ей скоро 30, она недурна собой и она из религиозной израильской семьи. Она соблюдающая, но испорченная. В каком смысле испорченная? Она ищет способ «соскочить» с этого образа жизни, оторваться от людей, среди которых она выросла. А он, наоборот, медленно, но верно приближается и продвигается. И получается, что пока произошла свадьба, пока они прожили первые пару лет вместе и, возможно, у них родились дети, он постепенно становился все более религиозным — в т.ч. благодаря этой девушке, а точнее ее родителям, братьям и сестрам. Он посмотрел на ее происхождение и на ее одежду, и даже если он понимал, что она не стопроцентно соответствует стандартам скромности, принятым в харедимном мире, — сам он тоже не соответствовал стандартам по целому ряду пунктов, поэтому проблемы никакой не увидел. Но проблема была, потому что эти люди движутся в противоположных направлениях. Ему не пришло в голову, что девушка именно потому до сих не вышла замуж, что искала парня с большими деньгами и хорошей машиной, и вот, наконец, нашла. Но он-то искал примерную харедимную маму для своих будущих детей! Он был движим своими фантазиями, проистекающими из исторической памяти и пары прочитанных книжек, где описана пасторальная картина еврейского быта, где умиротворенная женщина зажигает субботние свечи и думает лишь о том, чтобы ее дети изучали Тору, что- бы в доме было благословение, чтобы все было хорошо и правильно, а сделав все по дому, она садится читать Теилим. Но его жене, выросшей в одном из бедных районов Иерусалима, среди выходцев из Йемена и Ирака, намного важнее ходить на шопинг и в салон красоты, она хочет на курорт. Она даже готова уступить: так и быть, пусть еда будет кашерной. Но четырехзвездочные отели ее не устраивают. Поймав такого хорошего жениха с деньгами, она пытается переместиться с ним обратно за границу, откуда он поднялся в Землю Израиля по духовным соображениям. И обычно это заканчивается разводом,потому что несоответствие между этими людьми очень резкое. Данная зарисовка основана на многочисленных случаях, которые мне, к сожалению, довелось наблюдать лично.

С «шидухами» связана и еще одна проблема, которую, при всей ее серьезности и сложности, довольно легко описать. Речь идет о всевозможных недоразумениях и откровенных провальных «шидухах», когда уже после положительного завершения «шидуха» внезапно обнаруживаются какие-то непредвиденные, очень негативные моменты и обстоятельства, о которых родителям и друзьям одной из сторон было известно заранее, но второй стороне об этом не сообщили, определив ее на роль «жертвы». Во время «шидуха» казалось что все нормально и хорошо. А на самом деле у одной из сторон имелись давние психиатрические проблемы или какие-то склонности, которые не совместимы с семейной жизнью. Наиболее частый случай — это болезнь, о которой «забыли» сообщить: например, эпилепсия. Ведь припадки случаются редко, а между ними человек выглядит вполне нормальным и здоровым. Подобный обман не редкость в человеческом обществе, и религиозный мир, к сожалению, не является исключением, но здесь жертвами чаще становятся неофиты, в силу своей наивности.

Сокрытие имеющихся проблем до свадьбы таит в себе дополнительный риск. С точки зрения закона Торы, человека нужно поставить в известность, если мы предполагаем, что некая деталь или особенность могут быть важны для него и повлиять на его решение. Но если этого не сделали, то бракосочетание позднее может быть признано недействительным задним числом, а супруги являются не супругами, а свободными людьми, как прежде, до бракосочетания, что может привести к тяжелым моральным последствиям для обеих сторон. Вот и случается иногда, что парню очень нравится девушка, но парня обманули ее родственники, скрывшие от него важную правду о ней. В результате она вообще не является его женой, и что теперь делать дальше, как улаживать проблему — совершенно не очевидно.

Одна из главных «секторальных проблем», связанных с «шидухами», в которых участвуют неофиты, обусловлена высшей степенью серьезности, с которой относятся к «шидуху» соблюдающие люди, которые скурпулезно ищут подходящий «шидух», собирают информацию и проявляют повышенное внимание к деталям. Но когда человек становится религиозным, и несколько лет учится в ешиве или ходит на какие-то занятия после работы, он начинает ощущать себя «местным», который во всем разбирается и прекрасно ориентируется. Через какое-то время он начинает выходить на «шидухи», не понимая строгости критериев, по которым оценивают потенциальную пару в религиозном обществе. В результате могут возникать разные неприятные ситуации. Они случаются не так часто, но, тем не менее, случаются. Возьмем для примере парня из какого-нибудь российского города, который давно все соблюдает, учится в ешиве, изучает Талмуд и т.д. Поскольку смешанных браков на постсоветском пространстве великое множество, то очень часто папа у такого парня — нееврей. Но мы сделаем допущение, что оба его родителя оказались евреями. И вот ему предлагают «шидух» — девушку из какой-то урожденно религиозной семьи. Возможно, папа этой девушки даже раввин, и он предлагает нашему парню свою дочь! Причем делает это по всем правилам, не напрямую, а через посредника-«шадхана», т.е. с соблюдением общепринятой процедуры. И парень, видя себя уже полноценным членом общины, радостно соглашается на этот «шидух» — ведь девушка из религиозной семьи (т.е. по определению хорошая, скромная и целомудренная). И ему не приходит в голову, что за этим предложением, возможно, что-то кроется, что на самом деле у девушки могут быть какие-то проблемы (и существует целый набор возможных проблем). Просто поскольку в религиозном обществе, как правило, все выясняется досконально, то семья девушки знает, чем рискует при «шидухе» в кругу условно «своих», и потому ищет жертву. И, конечно же, находит. Нет никакой необходимости объяснять, что тот, кто идет на подобный обман, ведет себя аморально, но нашему парню от этого легче не станет.

В завершение этой главы я хочу сказать следующее. Очень важно чтобы человек правильно себя оценивал. Но даже если парень или девушка оценивают себя правильно, и это очень хорошие парень или девушка, сделавшие «тшуву», а им внезапно предлагают «шидух», кажущийся слишком «щедрым» с т.з. «общепринятых» харедимных понятий, то практически нет смысла даже проверять это предложение. А вдруг в данном случае все же имеет место приятное исключение? Что ж, если тот, кому предложили подобный «шидух», знает какого-нибудь харедимного человека, который вписан внутрь этого общества, и действительно полагается на этого человека, и убе- жден, что тот никак не связан со второй стороной, и даже наоборот — поддерживает именно его, то может быть, действительно, имеет смысл проконсультироваться с этим человеком и прислушаться к его мнению. Но это деликатный вопрос. Потому что тот, кому предлагают «неравный» вариант «шидуха», может, на самом деле, обольщаться насчет человека, к которому он обратился за консультацией, ошибочно полагая, что тот на его стороне. То, что человек приглашал Вас на субботние трапезы, учился с Вами и даже давал Вам какие-то деньги, еще не значит что он на вашей стороне. Потому что с точки зрения стандартного харедимного человека, тот факт, что Вы «гер», или что у Вас отец нееврей, и что несколько лет назад Вы ничего не соблюдали — это уже само по себе недостаток, несмотря на всю его любовь к Вам. Т.е. Вы, конечно, молодец, что Вы проделали весь этот путь, но у Вас есть «недостаток». И у второй стороны тоже есть недостаток, просто другой: например, девушка принимает таблетки, которые ей прописал психиатр, а так она кажется нормальной и симпатичной. Но ведь «гер» и «бааль тшува» не чувствуют себя неполноценными! Вот парень, который закончил хороший университет, серьезно занимался спортом — да он вообще такой, что его сразу можно в гренадеры отправлять. И кроме того, он объективно делает большие успехи в изучении Талмуда. Так чем он «хуже»? Конечно же, он не чувствует себя «неполноценным»! Но совершив ошибку и вступив в подобный брак, он неизбежно испытает разочарование.

Автор: #александр_айзенштат художник и религиозный деятель. Москва, Иерусалим. [Из альманаха журнала "Мир Торы", выпуск 60].

Цикл статей "Шидух":

1 статья — С точки зрения Торы, очень важно иметь потомство, а внебрачные связи запрещены

2 статья — "Шидухи" прошлого. Как устроено древнее, еврейское сватовство?

3 статья — Технология "Шидуха"

4 статья — Свадьба и создание семьи как цель Шидуха

5 статья — «Шидух» помогает создать крепкую семью

6 статья — О плохих «Шидухах» [ текущая статья]

Продолжение следует...