Готовитесь к новогодним праздникам? По крайней мере город уже точно вовсю наряжается и это — очень давняя традиция. Всё, что мы сейчас совершаем с 31-го декабря на 1 января, а также предваряя праздник, можно найти в воспоминаниях прошлых веков. Ощущение чуда, надежда, что следующий год припас для нас чудес — это то, что роднит все поколения петербуржцев. Проследим историю?
Первый зимний Новый год в России встречали согласно указу Петра I c 31 декабря 1699 года на 1 января 1700 года. В знак всенародного праздника Москву украшали хвоей, пускали ракеты, зажигали огни, палили из пушек.
Позже, после основания Петербурга, в городе народные новогодние гуляния и забавы были признаны на официальном уровне. ”Перед воротами учинить некоторыя украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых против образцов, каковы сделаны на Гостином дворе и у нижней аптеки» — повелел царь.
Во времена царствования Екатерины II главным увеселением было катание с ледяных гор на санях и лодках, обитых сукном. Горы сооружались посреди Невы перед Адмиралтейством, напротив Смольного монастыря, Литейного двора, Петропавловской крепости.
Катальных гор было всегда две, они сооружались из больших бревен, имели лестницу с одной стороны и слегка волнистый дощатый край с другой. Сооружения высотой 18 метров стояли параллельно, скатами друг к другу, и были украшены елками, флагами и деревянными скульптурами, «на которыя надевались бумажныя крашеныя черной краскою головы для снимания ихъ копьями налету во время катания». Звучит потрясающие даже сейчас. «Сие увеселение столь нравится народу, что и простые женщины, и молодые люди лучшего состояния в оном участвуют». Помогали люди особой профессии — катальщики. Помимо зимних сцен на Неве популярны были катальные горки в Ораниенбауме и Царском селе: распиленные льдины складывали по всей длине двухэтажной горки и поливали водой, с одного края был устроен канал для хождения веревки, на которой поднимали наверх санки и коляски скатившихся. Можно было любить кататься, а саночки не возить! На искусственных прудах Таврического сада катались на коньках, увеселение так и называлось — «Таврические катания».
В домах тоже начинались чудеса: подготовка в Рождеству и Новому году волновала всех членов семей. Николай I лично накануне сочельника покупал подарки детям: «зашел в лавку нюрнбержцев, купил игрушек для Саши…» (24 декабря 1823 год) В самом большом зале Аничкова дворца рождественские ёлки ставились для каждого из детей, и с увеличением семьи количество ёлок тоже росло. В сочельник с вечера «приготовлены были в Большой столовой комнате убранные конфектами, золочеными орехами и яблоками ёлки, которые и поставлены были на 9 круглых столах, на коих также находились и разные вещи».
В конце 1830-х императрица организовала первую публичную ёлку с раздачей подарков для бедных детей. Традиция жила до времен Николая II, императоры ежегодно выделяли на эту задачу средства из казны. Проводились елки и в приютах. В качестве подарков детям фигурировали книги, рабочие шкатулки с принадлежностями для шитья, недорогие игрушки, гармоника, но чаще — предметы одежды: шапки, шинели, пальто, платки.
Постепенно праздник начал распространяться во всё более простые дома. В 1852 году установлена первая публичная ёлка, появились елочные базары. Покупку и украшение ёлки от детей скрывали, доступа в комнату, где она ставилась, не было. Очень необычно обходились с подарками — куклу, набор цветных карандашей или солдатиков, книги или какие-то игрушки заворачивали в много слоев цветной бумаги, а разворачивать их надо было постепенно, передавая подарок тому, чьё имя было написано на очередной упаковке. Дети до последнего не знали, какой сверток достается каждому из них!
К концу XIX века елочные украшения стали продаваться не только поштучно, но в виде «коллекций» — полный елочный убор. Каждый год из-за границы выписывались новинки, чтобы наборы можно было снова и снова продавать постоянным клиентам. Наряженную елку ждали и обсуждали. Отдельное удовольствие было наблюдать, как зажигаются свечи, особенно если кто-то в семье владел искусством «бегущего огня», позволяющего с помощью особой зажигательной нитки зажечь все свечи разом, соединив предварительно фитили всех свечей. В старых газетах встречаем рекламные объявления: «Санкт-Петербурская химическая лаборатория для елок: Парафиновыя свъчи белыя и разноцветныя; Стеариновыя свъчи белыя; Зажигательная нитка; Светъ магния по 20 коп.; Бенгальскiе комнатные огни, безъ дыма и запаха по 30 коп.». Многие украшения делали сами, золотили орехи, сплетали их в гирлянды и «виноградные гроздья».
В Гостином дворе продавали расчудесные пряники, которым Александр Бенуа посвятил целую страницу воспоминаний: «елочные фигурные пряники с целыми на них разноцветными барельефами из сахара. Эти пряники не полагалось кушать, считалось, что это вредно для здоровья, но было бы и жаль съедать такие шедевры причудливого народного искусства. Я собрал коллекцию из них: и русалок, и амуров, и пылающие сердца, и рыцарей на конях, и генералов, и цветы, и фрукты». Через неделю после окончания праздника родители разрешали детям снимать с елки раззолоченные орехи, конфеты, яблоки и мандарины — это называлось «разрушить елку».
А угощения? Традиционный новогодний гусь был украшением стола. Также из воспоминаний: «1 января 1874 года. Для встречи Нового года у меня была припасена, по обыкновению, бутылка шампанского».
Первое января часто было обычный рабочим днем, никаких выходных для взрослых не предполагалось. А вот у школьников ещё до праздника начинались вожделенные рождественские каникулы, каждый час которых был расписан: утренние спектакли, детские балы, загородные поездки на санях, катания на лыжах в Парголово и на тройках в Павловске, посещения приютов, церковные службы, посещение престарелых родственников.
После революции 1917 года был предпринят резкий уход от празднования Рождества и Нового года, но полностью отменить привычные зимние радости было невозможно, народ бы возмутился! Поэтому их заменили «новогодними». В годы начала советского строя помпезные празднования годовщин Октября и 1 мая вытесняли традиционные торжества, но в приватной сфере жизни о них не забывали. Читаем в дневнике Корнея Чуковского за 7 января 1920-го года: «Поразительную вещь устроили дети: оказывается, они в течение месяца копили кусочки хлеба, которые им давали в гимназии, сушили их — и вот, изготовив белые фунтики с наклеенными картинками, набили эти фунтики сухарями и разложили их под ёлкой — как подарки родителям!».
Со стороны государства шла некая атака на частную жизнь граждан, антирелигиозная кампания 1922 года сильно ударила по празднику Рождества. Повсеместно проводились дни «комсомольского рождества», сценарии для которого издавались в «Молодой гвардии» массовым тиражом. Деньги на мероприятия и издания выдал Главполитпросвет, несмотря на жесткую экономию. При этом рождественские дни по советскому календарю всё-таки оставались нерабочими, поэтому серьезных волнений со стороны горожан не наблюдалось. Уличные гуляния разрешались с целью контроля «низменных инстинктов толпы».
Ближе к 1930-м годам под угрозой штрафа стало запрещено отмечать и Рождество, и Новый год. По воспоминаниям петербурженки о своем детстве: «Новогоднюю ёлку ставили тайно. Окна завешивали одеялами, чтобы никто не видел. Ставить ёлку было строжайше запрещено», по квартирам могли ходить проверяющие.
Реабилитировали полноценно Новый год только в 1947 году, сделав 1 января официальным выходным днем. В детские сады снова вернулась традиция устройства ёлок в детских садах и школах. Пытались обеспечивать угощения на новогоднем столе. Накануне нового 1957 года вся полоса главной коммунистической газеты «Ленинградская правда» была занята рекламой: «К Новому году — любому в угоду!». Пестрели предложения приобрести окорока к столу, а также сообщение: «Жареный гусь — украшение праздничного стола. Гусь, начиненный яблоками, капустой квашеной — любимое блюдо многих. Питательно! Вкусно!».
Именно так выглядит стойкость традиций петербургских зимних торжеств, а все потому, что Новый год и Рождество — это теплейшие праздники родом из детства. Тепла вам и приятных каникул!
Автор: Мария Тычинина
Фото: iknigi.net, narvskaya-zastava.ru, pastvu.com