Найти тему

Как Советский Союз вдохновил русский авангард

Советский Союз и русский авангард во многом переплетаются. Оба были рождены одним и тем же социальным недовольством и стремлением изменить статус-кво. Подобно тому, как политические революционеры хотели пересмотреть старые имперские порядки, художники стремились отказаться от старых условностей и расширить художественный мир. Они также разделяли схожий идеализм и политическую повестку дня, положившую начало новому миру.

Русский авангард - революционный период в искусстве, зародившийся в конце XIX - начале XX века. Движение не ограничивалось только визуальными художниками. В него вошли режиссеры, архитектура, дизайнеры, а также литераторы.

Первоначально созданный под влиянием кубизма, французского авангарда и итальянских футуристов, этот стиль разделял аналогичное стремление раздвигать границы и бросать вызов ограничениям искусства. Однако русские художники продолжали развивать это, чтобы создать более «радикальную лексику», соответствующую социальному и политическому климату Российской империи того времени.

Первые дни авангарда начались с закатом Российской империи. Династия Романовых правила около 300 лет, и Первая мировая война еще больше потрясла социальные линии разлома, увеличив разрыв между привилегированными и бедными.

Хотя это движение уже началось к 1890 году, период расцвета авангарда пришелся на период с 1912 по 1934 год, когда произошел переворот русской революции и наступили первые идеалистические дни Советского Союза. Это было время, когда художники руководствовались социально-политическими программами, а политические деятели и художники подпитывались большими идеями и грандиозными чаяниями.

Параллельно с зарождающейся социалистической риторикой, которая искала новую социальную структуру, художники-авангардисты устали от художественных традиций и искали способы воздействовать на общество своей работой и способствовать достижению целей революции через свои творческие практики.

Чёрный квадрат, Казимир Малевич
Чёрный квадрат, Казимир Малевич

Так начали рассматривать функциональность искусства и сеять семена искусства в политических целях. Произведения искусства могут служить определенной цели и иметь эстетическую ценность. Когда началась революция, такие художники, как Эль Лисицкий, начали создавать красные агитационные плакаты, а Попова создавала униформу и текстиль для рабочих. Предметы повседневного обихода стали скульптурными, а изобразительное искусство дало возможность выразить союз с большевиками и социалистами. Художники начали наполнять свои полотна новыми символами, обозначающими рабочих и крестьян. Они использовали геометрические формы, абстрактную композицию и сдержанные цветовые схемы, которые впоследствии стали одними из определяющих стилистических особенностей эпохи.

Пересечение и влияние советских идеалов и искусства наиболее отчетливо проявляется в конструктивизме, одном из творческих рычагов авангарда, который до сих пор остается культовым для Советского Союза. Ключевые конструктивистские принципы заключались в том, что искусство могло быть функциональным, концептуально смелым и служить коллективному обществу. Он отказался от искусства только ради декоративной функции. Идя в ногу с индустриальными достижениями раннего советизма, конструктивисты считали, что искусство должно напрямую отражать новый индустриальный мир и стремиться к социальным изменениям.

Как и Советский Союз, русский авангард охватил новый индустриальный мир. Новаторский документальный фильм Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» соединил методы экспериментального кино с повседневной жизнью советского рабочего. Тем самым он отметил промышленные достижения Союза и изменил кинематографический визуальный язык.

«Человек с кинокамерой» был экспериментом в области кинематографического общения.

Дзига Вертов / Человек с киноаппаратом (1929)
Дзига Вертов / Человек с киноаппаратом (1929)

Движение прекратилось в середине 1930-х годов, когда Сталин объявил социалистический реализм единственным одобренным государством художественным стилем. Он продолжал навешивать на авангард ярлык буржуазии, что, следовательно, не соответствовало повестке дня режима. Несмотря на это, русский авангард был периодом творческих нововведений и концептуального пересмотра художественной функции и формы. Он стремился нарушить условности и принять новый революционный мир, который они создавали, точно так же, как это сделал Советский Союз.