Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

Ираванская крепость. Как Ереван лишился уникальной достопримечательности лишь из-за того, что её создали тюрки?

Улица Григория Просветителя в Ереване выводит на проспект Аршакуняц, ведущий в сторону вокзала. Справа виден Дом Печати - стеклянные бастионы типографии "Тигран Великий":

И высотка дома прессы, на первом этаже которой, у похожего на доброго часовщика из советских детских книжек седого мастера Армана я чинил свой фотоаппарат:

-2

До недавнего времени за Домом печати находилась воинская часть, а сейчас там строится ЖК "Глендейл", названный в честь городка в Калифорнии - своеобразной столицы Спюрка (армянской диаспоры). Но "бастионный" фасад типографии да башенки детского сада у входа напоминают о том, что располагалось здесь ранее:

-3

В первые годы 16 века союз кызылбашей, кочевых тюрок-шиитов (азербайджанцев, по нынешнему говоря) покорил Персию и впервые за много веков воссоздал на её территории единое государство под властью династии Сефевидов. Где-то на краю его оказался и Чухур-Саад, вотчина рода саатлы из союза Чёрных Овнов, ставший биклярбекством (провинцией) под властью уже другого племени - центрального в кызылбашском союзе устаджлы.

Однако помимо тюрок-шиитов, оседлавших Иран, были и тюрки-сунниты, оседлавшие Византию. На три сотни лет Закавказье стало эпицентром османо-сефевидских войн, и Ираван, как называли этот город тюрки, раз за разом принимал на себя первый удар. В 1580-1604 годах турки смогли захватить Закавказье до самого Баку, а с их изгнанием шах Аббас I решил полностью заменить население этих долин на более лояльное.

Армяне, курды и тюрки-старожилы были выселены в сердце Персии, а их место заняли каджары - одно из сильнейших и амбициознейших тюркских племён Ирана, которое шах от греха подальше предпочёл разделить на несколько частей да разбросать их по перифериям страны от Закавказья до Мерва.

Каджарский хан Амиргуне получил в своё управление совершённо разорённую и почти безлюдную землю, куда даже взялся возвращать армян - только не из Персии, куда увёл их шах, а из османских Карса, Вана и Муша. Своей ставкой Амиргуне-хан сделал капитально перестроенную в 1582 году турками Ираванскую крепость, под защитой которой, на берегах Зарга, как тюрки называли Раздан, и начал расти торговый город, быстро ставший крупнейшим поселением на руинах Восточной Армении.

Турки занимали Ираван в 1635-39 и 1724-36 годах, а в 1747 году, когда Персию охватила очередная смута, закавказские каджары провозгласили независимое Ираванское ханство.

историческое фото из открытых источников
историческое фото из открытых источников

Среди десятка азербайджанских ханств, возникших тогда на руинах Ирана, оно всегда держалась особняком. Во-первых, потому что само по себе оказалось достаточно сильным, и в войске его, состоявшей из регулярной армии нукеров и ополчения илатов, числились даже мушкетёры-"туфегчи".

Армяне составляли в ханстве около 20% населения, и хотя на них держалась его торговля, антиармянские гонения здесь начинались не раз. Тогда армяне бежали кто в соседнюю Грузию, пытавшуюся тогда быть в регионе самостоятельным игроком, кто в Россию, всё больше понимая, что только на неё им стоит возлагать надежды. В Персии, между тем, в 1795 году взяли власть другие Каджары из Мазендерана, и хотя две каджарские ветви разошлись давно, общий язык Тегеран с Ираваном нашли.

Ираванский хан сменил титул на сердара (наместника), однако фактически его ханство продолжило существовать как младший союзник Персии, подобно Крыму, когда за спиной его ханов стоял турецкий султан. А потому взять Ираван не смогли ни Павел Цицианов в 1804 году, ни Иван Гудович в 1808-м - по итогам той русско-персидской войны ханство лишь потеряло свои северные периферии, и даже успело выстроить крепости по новой границе.

Однако удержав эту землю, две династии Каджаров решили использовать её как плацдарм для реванша, на чём и погорели полтора десятилетия спустя: в октябре 1827 года Иван Паскевич взял город, после такой победы став Паскевичем-Эриванским, а Туркманчайский мирный договор иранцы по сей день вспоминают с содроганием. Заодно в ту войну к России присоединилось и соседнее Нахичеванское ханство, и в 1828 году из их территорий была образована Армянская область.

Армяне в ней тогда составляли лишь около 20%, но уже с 1830-х годов по приглашению российского правительства началось их массовое переселение сюда. В 1849 году регион был переименован в Эриваньскую губернию. Крепость над глубоким каньоном Раздана, однако, продолжала стоять:

историческое фото из открытых источников
историческое фото из открытых источников

Первоначально она была окружена каменными стенами наподобие тех, что по сей день опоясывают Внутренний город в Баку. Наружу вели трое ворот - Тебризские на главную дорогу, Мостовые на Раздан и Ширванские в сторону города, на эспланаду, в мирное время служившую торгом.

Главным зданием крепости был Сердарский дворец (1791-98), основанный ещё в 1580-х годах турецким наместником. Судя по старым фотографиям, был он потрясающе красив, и если бы уцелел - мог бы стать главной архитектурной достопримечательностью Еревана. Облик его вобрал всё лучшее в тюркское искусстве - шебеке Азербайджана, зеркальные стены Персии и даже кое-что от Средней Азии - резные колонны словно привезли сюда прямиком из Хивы или Коканда!

историческое фото из открытых источников
историческое фото из открытых источников

А в 1827 году в Зеркальном зале офицерский кружок ещё и сыграл первую в истории постановку "Горя от ума" Александра Грибоедова. И единственную, на которой Грибоедов присутствовал сам: ведь стихи он писал в порядке хобби, а более актуальными его произведениями был Туркманчайский договор и программа переселения армян в Россию из Персии, за которую по сути дела и был он убит в Тегеране.

В новообразованной Армянской области Александр Сергеевич бывал регулярно, и "за стеной Кавказа" от "всевидящего глаза, всеслышащих ушей" скрываться придумал задолго до Лермонтова - поставить "Горе от ума" в Петербурге ему не удалось, но удалось в Эривани.

историческое фото из открытых источников
историческое фото из открытых источников

Помимо Зеркального зала, дворец включал ещё гарем и ханские бани с огромным (32 на 9 метров) бассейном, а в крепости также располагались две мечети - Раджаб-паши и Аббас-Мирзы. Первую построил во время оккупации в 1725 году турецкий наместник, а в 1827-39 годах она была переделена в Покровский храм Эриваньского гарнизона, заброшенный с упразднением крепости и строительством Никольского собора:

историческое фото из открытых источников
историческое фото из открытых источников

Вторую мечеть основал в 1810 году Аббас-Мирза, персидский наследник престола и военачальник обеих войн с Россией, когда Ираван превратился в главный форпост перед экспансией северной державы. Но до наших дней от всего этого ансамбля не сохранилось ничего.

Для армян, всё прибывавших и прибывавших в городе, Ираванская крепость оставалась памятником мрачного тюркского ига, который им совсем не хотелось ценить. В 1853 году дворец и мечети были повреждены землетрясением, а в 1868, стоило было уйти отсюда гарнизону, на месте ханский садов купец Нарсес Таирян начал строительство винзавода.

историческое фото из открытых источников
историческое фото из открытых источников

В 1914 году был снесён дворец, а в 1930-х разрушены обе мечети. Огрызок стены мечети Аббас-Мирзы ещё несколько лет назад стоял сначала посреди воинской части, а затем - среди новостроек "Глендейла", ну а мы не нашли и его.