В последние осенние дни в Торгово-промышленной палате РФ состоялось расширенное совместное заседание Экспертно-консультативного совета по лесному комплексу при Комитете по агропромышленной политике Совета Федерации, Комитета по предпринимательству в лесопромышленном комплексе при ТПП, а также Российской ассоциации целлюлозно-бумажных предприятий РАО «Бумпром» по вопросам стимулирования развития биоэнергетики на лесопромышленных предприятиях и в регионах страны. В заседании приняли участие представители федеральных и региональных органов государственной власти, крупных лесоперерабатывающих компаний, производителей оборудования для биотопливных производств, научно-исследовательских организаций. Журнал "Международная Биоэнергетика" и ИАА "ИНФОБИО" поддержали это мероприятие.
Целью заседания стало обсуждение имеющихся проблем и административных барьеров, тормозящих развитие биоэнергетики в России, а также возможных направлений государственной поддержки увеличения производства биотоплива для энергетических нужд на основе переработки лесосечных отходов в лесозаготовительном производстве, а также отходов и побочных продуктов переработки древесины на деревообрабатывающих и целлюлозно-бумажных предприятиях.
В своём вступительном слове председатель заседания - член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Татьяна Анатольевна Гигель отметила, что современные технологии позволяют с минимальными потерями утилизировать отходы для получения энергии не только на этапе заготовки древесины, но и на всех последующих этапах ее переработки, что существенно повышает эффективность работы всего лесного комплекса.
С основным докладом на заседании выступил председатель Правления РАО «Бумпром», член Совета ТПП РФ Юрий Олегович Лахтиков. В частности, он рассказал о большой работе Ассоциации по совершенствованию нормативно-правовой базы в рамках реализации Энергетической стратегии РФ до 2035г. Так, по представлению РАО «Бумпром» перечень возобновляемых и альтернативных источников энергии Национального стандарта РФ (ГОСТ Р 54531-2011) был дополнен пунктом «биомасса, включающая в себя специально выращенные для получения энергии растения, в том числе деревья». Кроме того, Ассоциация неоднократно обращалась в Минэнерго России с предложением о внесении изменений в статью 3 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» в части включения черного щелока в виды биомассы, однако получала отказы со ссылкой на ГОСТ Р 54219-2010 «Биотопливо твердое», где отсутствовало определение, что черный щелок является одним из видов биомассы. В результате был разработан ГОСТ «Возобновляемые источники сырья. Лесные ресурсы. Термины и определения», куда в 2016 году был включен термин, определяющий чёрный щёлок, как биотопливо.
Среди проблем, оказывающих серьёзное негативное воздействие на развитие биоэнергетики в лесном комплексе, Юрий Олегович выделил следующие:
- крайне низкий уровень утилизации и использования лесосечных отходов на лесозаготовках в виде биомассы для изготовления биотоплива в результате слабого применения современных технологий и технических средств
- несовершенство Справочников по НДТ в области энергетики и утилизации отходов технологий для энергетического хозяйства организаций и предприятий лесного комплекса, в том числе технологий, применяемых на целлюлозно-бумажных предприятиях и являющихся неотъемлемой частью основного производственного процесса;
-ограничения на развитие собственной генерации электроэнергии предприятиями лесного комплекса, прописанные в федеральном законе «Об электроэнергетике» № 35-ФЗ, в соответствии с которым вся производимая предприятиями электроэнергия при превышении лимита в 25 МВт должна поставляться на оптовый рынок, а затем часть ее выкупаться обратно для обеспечения собственных нужд предприятия, уже по рыночным ценам, включающим надбавки энергосбытовых организаций за передачу и распределение.
Указанные бюрократические барьеры не позволяют в полной мене реализовать потенциал увеличения эффективности целлюлозно-бумажных предприятий, сдерживает модернизацию их энергетического хозяйства, внедрение передовых технологий в целях развития «зелёной» биоэнергетики.
С интересными докладами выступили представители региональных органов власти наиболее продвинутых в сфере развития биоэнергетики субъектов Российской Федерации. Министр экономического развития и промышленности Республики Коми Ахмеева Эльмира Ахтямовна представила краткую характеристику ситуации с биоэнергетикой в своём регионе. По словам министра, в республике ежегодно образуется около 2 млн. тонн древесных отходов, при этом порядка 90% из них утилизируется в виде древесного сырья на биотопливных производствах, используются лесопромышленными предприятиями в сушильных камерах и котельных, а также для производства древесных плит и целлюлозно-бумажной продукции. Биоэнергетика в Республике Коми интенсивно развивается, так в период с 2017 по 2020 г.г. объём производства топливных гранул и брикетов вырос с 14 до 68 тыс. тонн или в 4,6 раза. За 10 месяцев т.г. в республике уже произведено 70,7 тыс. т этой продукции. Власти республики интенсивно переводят муниципальные котельные с мазута и угля на биотопливо в целях улучшения состояния окружающей среды. В Республике Коми с 2021 года реализуется Программа поддержки производителей биотоплива, выделяются субсидии в размере 30% от понесённых затрат на приобретение оборудования, но не более 5 млн. рублей в год, а также субвенции поставщикам биотоплива населению республики для личных нужд.
Министр природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Игорь Геннадьевич Мураев рассказал, что от заготовительной и лесоперерабатывающей деятельности в регионе образуется около 4-5 млн. кубометров некондиционной древесины и древесных отходов, которые на 80-90% используются для производства древесных топливных гранул и утилизируются в котельных и ТЭЦ. Архангельская область производит 23 процента российского объема топливных гранул и занимает в стране первое место. В 2020 году объем их производства составил 464 тыс. тонн, а к 2024 году мощности по производству пеллет увеличатся еще на 600 тыс. По оценке министра, на территории Архангельской области действует около 592 локальных котельных, из них 384 работают на древесном топливе (КДО, дрова, щепа и древесные гранулы), до 2030 года планируется построить и реконструировать ещё 22 котельные. Ориентировочное ежегодное потребление биотоплива в коммунальной энергетике Архангельской области составляет около 982 тыс. куб. метров или 46%. И хотя в структуре потребления энергоресурсов к 2030 году древесные отходы составят 44 процента, количественный показатель увеличится за счет максимального использования имеющихся ресурсов.
Участники заседания отметили актуальность и высокую важность рассматриваемых вопросов, рассказали о лучших практиках на предприятиях и в энергетике ведущих лесопромышленных стран, где доля растительной биомассы в национальных энергобалансах доходит до 90%, а также об отсутствии ясной государственной политики, включающей мероприятия по стимулированию развития биоэнергетики в России. Руководитель группы по корпоративной лесной политике АО «Архангельский ЦБК» Светлана Каллина в своём выступлении отметила, что существующие меры государственной поддержки рассчитаны только на солнечную, ветро- и малую гидрогенерацию. В связи с этим производители электроэнергии, использующие в качестве топлива иные возобновляемые источники энергии, в том числе биомассу, не могут воспользоваться ими. В свою очередь председатель Подкомитета по инвестициям и деревоперерабатывающему оборудованию Комитета ТПП по предпринимательству в лесном комплексе Кондратюк В.А. обратил внимание участников на отсутствие в России координации деятельности органов государственной власти, направленной на увеличение производства различных видов древесного биотоплива, практического упразднения научно-исследовательских организаций, способных разрабатывать отечественные технологии и оборудование для лесной биоэнергетики, соответственно, полное отсутствие финансирования этого вида деятельности.
По мнению выступающих вопросы развития биоэнергетики не нашли должного отражения ни в Энергетической стратегии Российской Федерации, ни в дорожных картах по развитию энергетики страны, ни в новой «Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года». Вместе с тем, поддержка реализации биоэнергетических проектов на территории страны позволила бы решить целый комплекс вопросов – более полного использования потенциала российских лесов, улучшения их состояния и увеличения поглощающей способности по углероду.
Кроме того, участники заседания согласились, что использование биоэнергии, помимо решения проблемы утилизации отходов лесозаготовок и низкосортной древесины, оздоровления лесов Российской Федерации и повышения их накопительной способности по углероду, позволяет повысить эффективность работы предприятий лесного комплекса, обеспечить дешевой и доступной энергией населенные пункты, удаленные от магистральных газопроводов и линий электропередач. По их оценке, развитию биоэнергетики в России также препятствует отсутствие централизованной системы государственного учета потребления древесного топлива в России.
Участниками заседания было принято решение рекомендовать Правительству Российской Федерации, Минэнерго, Минпромторгу разработать комплекс мер, направленных на поддержку биоэнергетических и утилизационных проектов в лесном комплексе, создание государственной системы учета биоэнергии и ее гармонизацию с действующей схемой производства и потребления энергии в стране, шире использовать энергетические возможности отечественных лесов в целях улучшения состояния российских лесов, сокращению числа лесных пожаров, устойчивого развития и упрочения позиций страны на международной арене.
Подробнее здесь: http://www.infobio.ru/news/5196.html