О номинации Шутеры — это наше всё. Сетевые, одиночные, кооперативные, от первого, второго и третьего лица. «Мясные», тактические, аркадные. Представители этого жанра, наравне с платформерами, составляют основной костяк индустрии. На примере шутеров демонстрируют новые технологии и смелые идеи, и, чёрт побери, прошедшие десять лет ни капли не разочаровали. В этой номинации мы собрали боевики, которые навсегда войдут в историю игровой индустрии. Десятое место — PLAYERUNKNOWN’S BATTLEGROUNDS (2017)
Немногие разработчики могут на голубом глазу сказать, что собственноручно изобрели целый жанр — и при этом не слукавить. Но Брендану Грину это действительно удалось: PUBG в два счёта растолкала локтями крупных конкурентов, чьё господство на рынке шутеров мы долгие годы принимали как данность. Любопытная безделушка, выпущенная в раннем доступе Steam, за несколько лет вымахала в одну из крупнейших IP в современной индустрии. Вряд ли Грин подозревал, что его маленький эксперимент обернётся революцией в жанре и сделает «королевские битвы» самым громким трендом последних лет. Идея игры настолько проста, что даже удивляешься — а почему раньше никто (ну, кроме Косюна Таками) не додумался? Перемещайся по карте, ищи экипировку, устраняй оппонентов; последний, кто останется в живых, побеждает. Принцип понятен с первого же матча, но развлекать он продолжает даже спустя сотни, потому что в основе реиграбельности лежат не механики, а сами игроки. Именно они создают эпические (или идиотские) ситуации, о которых потом взахлёб рассказывают друзьям. Именно они решают, где, как и когда ввязаться в перестрелку — игра лишь даёт им инструменты и подгоняет, постепенно сужая безопасные зоны. Это великолепный геймдизайн: эффективный, ресурсоёмкий и безумно долговечный. Девятое место — Battlefield: Bad Company 2 (2010)
Те, кто застали начало 2010-х и всё ещё помнят ожесточённое соперничество между Call of Duty и Battlefield, наверняка вспоминают Bad Company 2 особенно тепло. Кто-то и вовсе скажет, что она была, а то и по сей день остаётся лучшей частью серии — самой прорывной, увлекательной, долгоиграющей. И, признаться, здесь дело не только (и не столько) в ностальгии. Да, Bad Company 2 лишена масштабов и глубины «полноценных» Battlefield. Это во всех смыслах куда более камерная игра, чем всё, что мы привыкли видеть от DICE, — но этим она и примечательна. Bad Company 2 — это Battlefield в игольном ушке. Это квинтэссенция серии, не запачканная сезонными пропусками, амбициями и маркетингом. Все лучшие идеи франшизы на месте, а всё лишнее пошло под нож, чтобы увеличить темп игры и плотность событий. Мы ведь любим серию не за огромные карты и не за возможность побыть командиром, а за ощущение настоящей схватки, за хаос — и здесь он не прекращается ни на минуту. Особенно в режиме «Штурм», который, по факту, стал визитной карточкой игры. Атакующие постоянно прут в самое пекло под огнём пулемётов и снайперских винтовок, а защитники отбивают приступ за приступом, медленно сдавая позиции… Это поэзия. Вокруг происходит столько всего, что даже как-то не замечаешь, что в каждой команде всего по 16 человек — некогда. Нужно заминировать передатчик, пока тикеты не закончились. Восьмое место — Titanfall 2 (2016)
Жестокое убийство Titanfall 2 вошло в историю как самый странный издательский ход Electronic Arts. EA собственными руками задушила один из своих самых оригинальных и необычных проектов, выпустив его аккурат между Battlefield 1 и Call of Duty: Infinite Warfare. Сравнительно молодая IP просто не выдержала конкуренции сразу с двумя мамонтами жанра — Titanfall 2 быстро потеряла актуальность на их фоне. А жаль. Безумно жаль. Titanfall 2 — это, возможно, лучший шутер, в который вы никогда не играли, особенно если вы любите бои на высоких скоростях. Respawn Entertainment смогла придать сочетанию пеших перестрелок, акробатики и титанов великолепную динамику. В один момент вы несётесь по переулку и, пробегая по стенам, запрыгиваете на крышу, чтобы дать залп из рейлгана по вражескому роботу. А мгновение спустя — уже сами сидите в кокпите титана, пытаясь поймать назойливых, как мошкара, пилотов. Ситуация на поле боя меняется так плавно, но при этом так быстро, что вы даже опомниться не успеваете. Прибавьте к этому большой арсенал экипировки и целый ангар мехов, и на выходе получится едва ли не шутер мечты. Но… Не судьба. Хорошо, что хотя бы Apex Legends от тех же разработчиков жива и здорова; возможно, благодаря ей мы когда-нибудь увидим Titanfall 3. Седьмое место — Counter-Strike: Global Offensive (2012)
Нужно ли здесь что-то говорить? Это Counter-Strike. В том или ином виде она переживёт нас всех, если только внезапно не перестанет приносить Valve деньги — а это вряд ли случится. В конце концов, для миллионов геймеров «Контра» до сих пор остаётся первым же вариантом, если хочется «тупо пострелять». Принцип и правила игры остались без изменений аж со времён допотопной 1.6: разработчики просто подтянули всё остальное до современных стандартов. Человеческий матчмейкинг, ладдер для серьёзно настроенных игроков, шапки… То есть, простите, ножи. Если без шуток, то, в случае с CS:GO, Valve не только добилась намеченных целей, но и перевыполнила план. Её шутер не только сохранил статус одной из главных киберспортивных дисциплин планеты, но и обеспечил компании стабильную прибыль — спасибо рынку косметических предметов. Можно относиться к микротранзакциям как угодно, но глупо спорить, что этот экономический эксперимент серьёзно повлиял на подход крупных студий к монетизации своих проектов. Шестое место — Bulletstorm (2011)
Поляки из People Can Fly ещё в Painkiller доказали, что умеют делать простые брутальные шутеры. Однако на одной только мясорубке далеко не уедешь — во всяком случае, второй раз подряд. Благо Bulletstorm оказалась гораздо глубже и сложнее, чем и завоевала приличную фан-базу (которая, к сожалению, не смогла обеспечить проекту финансовый успех). Во-первых, в игре есть сюжет и постановка, причём не для галочки. Это весьма задорная фантастическая комедия, которая цитирует и «Чужих», и «Светлячка», и прочую классику жанра. А во-вторых, поляки интегрировали в геймплей такую простую и, казалось бы, очевидную вещь, как награды за убийство. Чем более эффектно разделаете врага, тем больше очков получите, а чем больше очков — тем больше полезностей можно накупить в автомате. Вроде абсолютно естественная штука для видеоигр, но попробуйте припомнить, какой другой шутер так поощрял вашу креативность? Вдобавок, эта маленькая деталь мгновенно меняет восприятие левелдизайна. Вы видите не декорации — вы видите возможности. Вон арматура торчит, вон оголённые провода, а неподалёку притаился цветок-людоед. И вот уже вы выстраиваете свои действия исходя из того, какая смертельная комбинация окажется более выгодной. Кому из врагов достаточно просто отстрелить в полёте мошонку, а кого надо пнуть под зад в горючую бочку, чтобы разнесло разом всю ораву. Пятое и четвёртое место — Wolfenstein: The New Order и Wolfenstein 2: The New Colossus (2014, 2017)
The New Order и The New Colossus сделали то, что многие считали невозможным — а то и вовсе бессмысленным. Они превратили Уильяма «Би-Джея» Бласковица в драматического персонажа, с сюжетными арками, внутренними конфликтами и характером. Представьте себе: оказывается, мужик, который когда-то сразил меха-Гитлера в честном поединке, может страдать от посттравматического стрессового расстройства. Он может ненавидеть войну. Он может устать от бесконечного насилия и рек крови, которые ему приходится проливать. Студия MachineGames наглядно продемонстрировала, что «классическим» шутерам сюжет совсем не чужд. Более того, именно персонажи и постановка поднимают современную серию Wolfenstein на ступень выше прочих одиночных шутеров. Сценаристы прекрасно понимают, что завязка в духе «кибернацисты овладели секретами еврейских техномагов» — это феерический бред. Но вместо того, чтобы с серьёзным лицом объяснять, что всё, на самом деле, серьёзно, они берут этот абсурд и уходят в полный отрыв. Поездки на огнедышащих робо-собаках, визит на захваченную нацистами Луну, диалоги и сцены, которым самое место в «Бесславных ублюдках» Тарантино… Всё-таки ошибался Кармак в своё время. Без сюжета тут никакого порно не было бы и в помине. Третье место — Rainbow Six: Siege (2015)
Стоит отдать Ubisoft должное — она может, когда хочет. Разработчик не забросил Siege, когда оказалось, что релиз проходит отнюдь не так гладко, как хотелось бы. Проблемы с оптимизацией, множество багов, плохой неткод, хромающий баланс… Но взгляните на неё теперь! Благодаря стараниям её авторов, трудившихся не покладая рук, сейчас Siege — один из популярнейших сетевых шутеров на рынке. Это безумно радует, потому что «Осада» серьёзно отличается от многих конкурентов по жанру. Вместо быстрой и бездумной пальбы во всё, что движется, она предлагает куда более медленный и вдумчивый геймплей — здесь игра остаётся верной корням серии Rainbow Six. Победа в матче совсем не обязательно достанется самому меткому: куда большую роль играет позиционирование, слаженная командная работа и способность предугадать действия соперника. Это придаёт сессионному, по сути, шутеру какой-то невиданный градус напряжения. Особенно когда вы готовитесь брать комнату, где точно находятся противники, штурмом — или наоборот, затаив дыхание, ждёте, когда атакующие ворвутся прямо в вашу ловушку. Спасибо, Ubisoft, что не отключили игру от аппарата жизнеобеспечения, когда та была при смерти. Иначе мы бы остались без великолепного соревновательного снаряда. Второе место — Overwatch (2016)
Так повелось, что, когда говорит Blizzard, все остальные молча слушают — и в этот раз их слушал, без преувеличения, весь мир. Overwatch стала настоящей сенсацией. Это первая оригинальная IP корпорации за долгие годы, да ещё и в жанре, в котором она никогда прежде не работала (если не считать отменённую StarCraft: Ghost). Но, естественно, ветераны индустрии не подвели. Они взяли центральные идеи Team Fortress 2, сдобрили их фирменной «магией Blizzard» и на выходе получили настолько успешный продукт, что о нём трубили из каждого ящика. Даже на порносайтах. Почему Overwatch была настолько популярна? Потому что её делали не для «геймеров», а, прежде всего, для людей. В том числе и для тех, кто мало знаком с видеоиграми в принципе. Красочные, харизматичные персонажи, симпатичный визуальный дизайн и доступные механики дали широкой аудитории понять, что ей здесь рады. Что каждый найдёт свой типаж, свой стиль игры. Blizzard всегда уделяет мелочам колоссальное внимание — именно это и помогло Overwatch завоевать гигантскую фан-базу. Казуальному игроку в ней, конечно, будет более уютно, чем закалённому на ctf_2fort ветерану, но место — и персонаж — всем найдётся. Первое место — DOOM (2016)
Ну а что ж ещё тут может стоять? Нынешняя команда id Software отринула постулаты основателей компании, но создала игру, достойную своего громкого имени. К чёрту Ромеро с его амбициями — это шутер и ничего более. К чёрту Кармака с его техноцентризмом — здесь есть история, персонажи и мифология. Это старая Doom, но это новая Doom. Она уходит корнями далеко в 90-е, но использует всё лучшее, чем обросли боевики от первого лица за минувшие двадцать с лишним лет. Это вульгарная, брутальная, но при этом отнюдь не примитивная игра. DOOM заставляет освоить искусство скоростного микроменеджмента: каждую секунду боя нужно принимать решения, построенные на куче переменных. Какое оружие в распоряжении, сколько осталось боеприпасов, с какими демонами приходится иметь дело, есть ли пространство для манёвра, лежит ли поблизости аптечка и т.д. Тормозите — вас распылят на молекулы. Схватываете на лету — будете ночным кошмаром для демонов. И мало какой шутер дарит такое ощущение собственной мощи, как DOOM. Согласны с нами? Расскажите в комментариях, какие шутеры вы считаете наиболее достойными внимания.