Шалом, это «Цимес» — еврейский проект, где рады всем. Запускаем новую рубрику «Нас забыли спросить» и отвечаем на все вопросы про евреев, которые люди задают «Яндексу» и «Гуглу». Сегодня объясняем еврейский календарь: почему он такой странный? Как это уже 5782 год? Зачем праздники начинаются вечером предыдущего дня?
Фишка в том, что еврейский календарь одновременно и солнечный, и лунный. Месяцы считаются по лунному календарю, а годы — по солнечному, и первый день еврейского месяца всегда попадает на новолуние. Очень поэтично.
В западном мире сутки — это 24 часа, каждый день начинается в полночь и длится до следующей полуночи, и, если бы у нас не было часов, мы бы никогда не поняли, когда заканчивается один день и начинается другой. Еврейский же день зависит от того, что мы видим, а не от того, что мы договорились считать днём. В Книге «Берешит» (Книге Бытия), там, где рассказывается о сотворении мира, написано так: «И был вечер, и было утро: день первый».
Все дни Творения описываются одной и той же формулой, и по той же формуле иудаизм отсчитывает дни своего календаря — от одного вечера до другого.
Тут, правда, тоже есть такой момент: как узнать, когда в точности заканчивается один день и начинается другой? Посовещавшись, раввины древности решили, что самое разумное — это назначить началом нового дня момент, когда солнце уходит за горизонт.
Получается, что день по григорианскому календарю, которого придерживаются в западном мире, начинается в полночь, потом — период света, потом опять темнота и новая полночь. А еврейский день начинается с темноты и продолжается светом.
Собственно, поэтому все еврейские праздники начинаются вечером предыдущего дня. Это ведь только в светском календаре вечер предыдущего дня, а в еврейском — как раз начало нужного, так что всё логично.
В той же Книге «Берешит» — истоки еврейской недели: за шесть дней был создан весь мир, а седьмой стал Шаббатом, днём, когда Г-дь отдыхал от трудов и нам велел отдыхать. Поэтому еврейская неделя начинается не с понедельника, а с воскресенья. На иврите воскресенье так и называется — йом ришон, «день первый», и в Израиле это официальный рабочий день.
Всё очень стройно и поэтично, но есть одна проблема. Поскольку в лунном месяце около 29 с половиной дней, а год состоит из 12 месяцев, он получается примерно на 10 дней короче 365-дневного солнечного календаря.
Но Земля обращается вокруг Солнца в среднем за 365 дней, и ничего с этим не поделаешь. Так мудрецы древности обнаружили, что праздники, привязанные к лунному календарю, сползают.
Если всё так и оставить, то Ханука, зимний праздник огней, окажется в середине лета, а осенний праздник Суккот — в начале весны.
Тогда в IV веке нашей эры иудаизм в лице рабби Гилеля II придумал зубодробительно сложную систему 19-летних циклов с семью високосными годами. Не будем вдаваться в детали, скажем только, что еврейские високосные годы щедрые — там добавляется не один день раз в четыре года, как мы привыкли, а сразу целый месяц. Для простоты его поставили в календаре за месяцем адар и назвали адар II.
Если ваш день рождения выпал на этот високосный месяц, то в невисокосный год праздновать придётся в обычном адаре — та же проблема, что и у родившихся 29 февраля по обычному календарю, которым приходится выбирать между 28 февраля и 1 марта.
Вся эта работа мозга рабби Гилеля привела к тому, что еврейские праздники, хоть и болтаются туда-сюда в пределах месяца, всегда попадают на те же сезоны — и к тому, что тем из нас, кто хочет их праздновать, приходится обзаводиться еврейскими календарями, где все даты уже отмечены заранее.
Ещё не устали? Давайте потратим минутку на то, чтобы выяснить, почему еврейский календарь опережает европейский на 3760 лет (или на 3761 год — но это потому что новый год в иудаизме наступает не 1 января, а осенью, на праздник Рош а-Шана).
По сравнению со всеми предыдущими заморочками это просто: наша эра григорианского календаря отсчитывается от Рождества Христова, а еврейский календарь не считает это событие таким уж важным и продолжает отсчёт от сотворения мира. А то, что мир был сотворён именно 5782 года назад, тоже определили раввины, опираясь на традиции и интерпретации библейских текстов. У них получилась даже чёткая дата — в григорианском календаре это 7 октября 3761 года до нашей эры.
Подготовила Мария Вуль
Читайте также: