В СССР практически каждая семья выписывала несколько газет и журналов. Свои любимые издания были и у подрастающего поколения. Дзен-канал Parents вспоминает, какие подшивки годами хранились у нас дома.
«Мурзилка»
Знаете ли вы, что «Мурзилку» еще 10 лет назад занесли в Книгу рекордов Гиннеса как журнал для детей с самым длительным сроком издания? Через пару лет он отметит свое 100-летие. Да-да, его выпускают с 1924 года и по сей день. И сейчас детских журналов много, а «Мурзилка» - один!
Редкий ребенок в Советском Союзе не читал «Мурзилку». С этим журналом считали за честь сотрудничать Сергей Михалков, Агния Барто, Борис Заходер. Кстати, название издание получило когда-то по кличке щенка из рассказа «Похождения Мурзилки». А кличку он получил от своего поведения - ведь слово мурзиться реально существует и означает "издавать негромкие рычащие, урчащие звуки, выражая неудовольствие или рычать".
Уже и рассказ этот мало, кто помнит, а название осталось. Сначала журнал бы рассчитан на самых маленьких дошкольников, потом расширил свою аудиторию на детей до 12 лет. Желтый пушистый зверек стал бессменным символом журнала с конца 1950-х.
«Веселые картинки»
Этот журнал помоложе «Мурзилки» - его начали издавать в середине 1950-х, когда советское руководство решило развивать детскую периодику. Пилотный номер «Веселых картинок» в одиночку нарисовал карикатурист «Крокодила» Иван Семенов, после чего и был назначен главным редактором нового журнала.
Журнал полюбился маленьким читателям в первую очередь жанром комикса, которого раньше у нас в периодике не было. К тому же там собрался целый клуб веселых человечков: Карандаш, Петрушка, Самоделкин, Чиполлино, Незнайка, Гурвинек, Дюймовочка, Буратино. Дети с нетерпением ждали новых встреч с ними. К концу 1980-х тираж журнала превышал 9 миллионов экземпляров. И это было единственное издание в СССР, которое никогда не цензурировали.
Кстати, Веселые картинки выходят и сейчас. Конечно, не в таких объемах - его тираж всего 20 тысяч экземпляров.
«Пионер»
Первый номер журнала «Пионер» вышел в марте 1924 года. С одной стороны - он был общественно-политическим: на его страницах выступали Крупская, Калинин, Луначарский. С другой стороны, его любили за художественно-литературную составляющую - именно в «Пионере» впервые напечатали «Приключения капитана Врунгеля» и «Старика Хоттабыча». Кстати, избранные главы из «Короля Матиуша I» тоже можно было найти на страницах «Пионера».
Среди любимых рубрик были, например, «Игры с ЧИПом» - уроки компьютерной грамотности в конце 1980-х, «Клип-клуб» - новости музыки. Кстати, журнал всегда был толстым - в среднем, 80 страниц. Но, например, в середине 60-х цветными были только обложка и несколько вставок.
«Колобок»
«Колобок» был приложением к журналу «Кругозор». Его основной особенностью были пластинки - мягкие, маленькие, голубого цвета (иногда розового). На каждой из них было обычно по 7 минут звучания. Музыкальные сказки, интермедии, которые соотносились с текстом журнала. «Смотри картинку, слушай пластинку» - это был слоган журнала.
«Колобок» выходил более 30 лет, с 1960-го до 1992 года. В последний год часть тиража выходила уже не с пластинками, а с аудиокассетами.
«Ровесник»
Это был первый журнал, ориентированный исключительно на молодежь от 14 лет. В нем впервые легально начали писать о рок-музыке, западной молодежи, выпускать рецензии на новые фильмы и музыкальные альбомы. Для 1960-х это был настоящий прорыв, несмотря на то, что выпускали «Ровесник» под эгидой ВЛКСМ.
А в 1980-х «Ровесник» стал первой отечественной рок-энциклопедией - свои статьи печатал журналист Сергей Кастальский. Позднее он издал их отдельной книгой.
В 1990-х к журналу начали запускать приложения. Некоторые из них, например, «Все звезды» и «Штучка» стали отдельными журналами. А вот приложение «Шестнадцать», в котором обещали говорить с подростками на интимные темы, вскоре закрыли - на тот момент оно было провокационным.