Прогулки в городе тоже не всегда проходили по привычному сценарию: неторопливо выйти с Радой, прогуляться по привычному маршруту, чтобы попутно собачонка сделала свои делишки и вернуться домой. Чаще всего наши прогулки были такими размеренными и даже скучноватыми, но иногда Рада чудила.
Впервые причиной такого эксцесса исполнителя стали голуби. Мы вышли на прогулку ранним летним утром, народу на улице ещё не было и я самонадеянно отпустила мою гуляку побегать без шлейки. Рада весело потрусила по своему маршруту, я невыспавшаяся волоклась за нею. И тут - они! Голуби! Прямо перед Радой вальяжно шли по асфальту и совсем не боялись грозную собачонку. Рада сгруппировалась и резко стартанула к птицам. Только что была от меня на расстоянии одного метра, а уже до неё два, нет, три метра и расстояние резко увеличивается! Я рванула за своей питомицей, чтобы голуби её не обидели. Но не успела поймать. Голуби вспорхнули, собачонка сделала вид, что просто мимо пробегала. Я никаких видов делать не стала, прицепила к шлейке поводок и недовольно бурча, пошла домой. Рада, довольная своей победой над голубиной бандой, весело бежала рядом. Весь её вид говорил о том, что всё идёт по плану. По её плану. Моя собачка живёт полной и интересной жизнью, а я рядом на шлейке болтаюсь.
Но Рада не была глупой и бесшабашной и если на нашей прогулке встречались стаи бродячих собак, а не голубиные банды, им навстречу не бросалась, наоборот, чувствовала что они опасны и недоброжелательны к ней: маленькой и слабой, но при этом сытой и охраняемой человеком. Несколько раз собаки бежали неподалёку, смотрели на нас, не выражали интереса и убегали по своим делам. Но однажды мы на прогулке зашли дальше обычного и встретили незнакомую собачью стаю. В ней было три крупных собаки, до 70 сантиметров в холке, пять собак средних размеров и все они беспрекословно подчинялись небольшой самке с белой шерстью. Она бежала впереди, увидела мою собачонку и резко остановилась. Стая так же резко остановилась, при этом расстояние между собаками не изменилось. Они словно натренированные солдаты замерли по приказу своего командира, предположив, что впереди враг и смотрели именно на нас с Радой. Я напряглась, но спокойно продолжила свой путь, чувствовать себя врагом стаи бродячих собак было крайне неприятно. Страха Рада не выказывала, но движения стали настороженными, она как бы невзначай приблизилась ко мне. Я взяла собачонку на руки, огляделась по сторонам, куда можно залезть, если собаки кинутся на нас. Белошерстая атаманша отвела от нас взгляд и потрусила дальше, вся стая, вмиг потерявшая к нам интерес, убежала по своим делам.
Опасность представляли не только бродячие собаки, но и коты. Мы выходили из магазина в такой последовательности: я шла первой, затем Рада на шлейке, фиксирующейся на собачьей груди, и замыкал процессию Женя с сумками. Открыв дверь магазина, я шагнула на улицу и увидела крупного чёрного бродячего кота. Он произвёл впечатление сытого нахала, желающего развлечься. Кот увидел Раду и приготовился к прыжку. Его поза была такой же, как у котов, охотящихся на птичек или мышей. Женя этого не видел. Рада легкомысленно шла навстречу коту-хулигану, с нами она чувствовала себя в безопасности. Я обернулась, схватила шлейку рукой. Кот сгруппировался и прыгнул на Раду. Я резко дёрнула шлейку вверх, Рада взлетела и повисла в воздухе, кот промахнулся и плюхнулся Жене под ноги.
- Что это было? - спросил Женя, не утративший спокойствия.
Я несла Раду на руках, возбужденно рассказывая, как Раду чуть не погибла, а кот наблюдал за тем, как от него уносят прекрасную жирненькую мышь достойных его размеров. В подобные ситуации мы попадали не один раз, но уже были готовы к тому, что нашу собаку коты воспринимают как добычу и защищали её.
С другими животными категорически Рада не общалась. Её стая - человеческая, и сама она демонстрировала, что воспринимает себя как человека, чего ж общаться с животными? С людьми ей было интересно. Людей она запоминала, узнавала, демонстрировала радость при встрече. Собак, котов сторонилась, общаться с ними категорически отказывалась, на особенно настырных могла рыкнуть, а затем уйти прочь. Тем удивительнее было на одной ранней утренней летней прогулке увидеть, что Рада проявила интерес к белому котёнку-подростку. Он выскочил к нам неожиданно, подбежал к Раде, коротко мявкнул и стал её обнюхивать, словно пытался о чём-то договориться. Рада к нему расположилась моментально! Тоже обнюхивала котёнка, вела себя очень дружелюбно. Котёнок перерос уже милую неуклюжесть совсем маленьких котят, был угловатым, худым, голубоглазым и белошёрстным. Меня очень удивило то, как быстро котёнок расположил Раду, захотелось забрать его домой. Я позвонила Жене:
- Мы с Радой друга нашли. - осторожно сообщила мужу.
- Какого друга? - разгадывать загадки с утра в входило в планы Жени.
- Белый пушистый котёнок. Уже подросток. Сам к нам подошёл. Рада хочет забрать его домой.
Голос Жени стал строгим: - Лена, иди домой одна!
- Что даже Раду нельзя домой привести? - уточнила я.
Женя помолчал. Вздохнул. Представил надутые губы детей и жены. Сопоставил проблемы, связанные с присутствием Рады в нашей жизни, с проблемами, которые возникнут с её отсутствием. Вздохнул. И ответил:
- Раду можешь взять.
Мы вернулись домой вдвоём. Мною овладело странное чувство: одновременно потеря чего-то нужного, хорошего и удовлетворение, что собачка осталась рядом и не всё нужное, хорошее потеряно. Так Женя не позволил Раде завести своё домашнее животное.