Этот блог я начинала в 2019 году. Уже сейчас некоторые предсказывают, что 2019-й станет новым 2007-м, по которому мы, спустя время, будем ностальгировать. Чего греха таить, в плане кино и сериалов я ностальгирую уже давно. Какой тогда был выбор! И «Джокер», и «Фаворитка», и «Паразиты»... За последние два года не выходило ничего мало-мальски сравнимого с доковидным уровнем. И, тем не менее, каждый декабрь я подвожу итоги — чтобы потом можно было оглянуться и вспомнить свой 2021-й.
У каждого он, безусловно, разный. Но сегодня я предлагаю вам список к размышлению, мой личный ТОП фильмов и сериалов, просмотренных в уходящем году. Вдруг что-то и вам приглянется?
Сериалы.
1) Полуночная месса (Midnight Mass)
Философское размышление о богах и монстрах в лучших традициях Стивена Кинга (хотя никакого отношения к писателю не имеющее). Настоящая пища для ума в форме классической истории о вампирах. Майк Флэнаган снова покорил моё сердце после феерических «Призраков дома на холме». Полная рецензия здесь.
2) Мы — Lady Parts (We Are Lady Parts)
Уморительная британская комедия на злобу дня о мусульманках, собирающих женскую панк-группу. Создатели сериала ловко обыгрывают клише романтических комедий и показывают огромный средний палец всяческим фемтемам и толерантности. Персонажи возведены в абсолют, гипертрофированы настолько, что становятся пародией на самих себя. И всё же, за всей этой яркой мишурой и вызывающей панк-музыкой чувствуется человеческий элемент, запертое в клетку сердце. Полная рецензия здесь.
3) Уборщица (Maid)
Молодая девушка с трёхлетней дочерью на руках уходит от парня-абьюзера, чтобы попытаться начать новую жизнь. В отличие от российских сериалов, американская «Уборщица» лишена откровенной чернухи и попыток сыграть на жалости. Наоборот, в главной героине чувствуется стержень и неподдельное желание стремиться к лучшему, видеть свет в конце тоннеля. А благодаря тому, что она без пяти минут писатель, повествование время от времени искрится остроумными замечаниями или лирическими нотками. Полная рецензия здесь.
4) Мальчик с оленьими рогами (Sweet Tooth)
В постапокалиптическом мире, полном скрытых опасностей, мальчик с оленьими рогами отправляется через всю страну в поисках матери. Сериал смотрится на одном дыхании, успокаивает глаз природными пейзажами и дарит тот самый летний дух приключений, когда кажется, что за деревенской околицей начинается совсем другой мир. Полная рецензия здесь.
5) Мейр из Исттауна (Mare of Easttown)
Тесный американский городок, скрипящий от секретов и невыплаканного житейского горя. Гнусное убийство, вторящее нераскрытому делу годичной давности. Потрясающая Кейт Уинслет, примеряющая необычное для себя амплуа жёсткой и грубой женщины. Несмотря на то, что финал сериала меня разочаровал, в целом, он стоит потраченного времени. Вот здесь можно прочитать мои размышления на тему, кто убийца.
6) Внешние отмели (Outer Banks)
Приключенческий сериал о подростках, узнающих, что рядом с их домом затеряно древнее сокровище. Очень увлекательный сюжет и колоритное место действия — прибрежный городок в Северной Каролине. Правда, уже во втором сезоне у создателей начинается кризис идей. Но первый смотрится на ура, от него буквально не оторваться!
7) Я никогда не... (Never Have I Ever)
Деви — девушка индийского происхождения, учащаяся в обычной американской школе и недавно потерявшая отца. У неё не самые тёплые отношения с матерью, проблемы с самоконтролем и куча вполне естественных подростковых желаний, например, обзавестись парнем и сделать так, чтобы в школе её замечал хоть кто-нибудь, кроме учителей. Cериал крайне милый и залипательный. Центральные персонажи искрятся обаянием и какой-то наивной дурашливостью, и, несмотря на общую шаблонность происходящего (первые поцелуи, школьные ланчи, озабоченность популярностью, стычки с родителями и т.п.), сюжет приклеивает к себе намертво. Выключить сие искрящееся мракобесие, пока не посмотришь все двадцать серий, просто невозможно.
Мультфильмы.
1) Лука (Luca)
Мальчик-русал живёт на дне морском и не ведает, что способен менять форму. Люди на поверхности обещают награду за пойманного морского дьявола, а жители дна морского, в свою очередь, считают рыбаков монстрами. Атмосфера маленького итальянского городка воссоздана превосходно: пейзажи, архитектура, еда, музыка — даже диалоги с завидной очерёдностью расшиты заморскими словечками («Санто пекорино!», «ступидо», «джелато»). В общем, те, кто плавали и знают, всплакнут и закусят российским «Пошехонским». Ну а все остальные просто насладятся не требующими объяснений морем-солнцем-каникулами-у-дедушки. Лучшего летнего мультфильма (именно по ощущению лета и праздника) мне не встречалось давно. Полная рецензия здесь.
2) Душа (Soul)
Фактически мультфильм вышел в конце 2020, но в ТОПе того года я его не упоминала, поэтому решила записать сюда. Сюжет рассказывает о немолодом джазовом музыканте, безуспешно пытающемся "пробиться к звёздам", но вынужденном работать школьным учителем. В тот самый день, когда судьба наконец-то улыбается ему, и Джо приглашают выступить на сцене, он падает в канализационный люк и оказывается на небесах. Там он встречает ещё не оперившуюся душу, которая совсем не хочет оказываться на Земле, и они помогают друг другу найти единственно верный путь. В целом, мультфильм не стыдно посмотреть в новогодние праздники, ведь марка качества здесь выдержана.
3) Легенда о волках (Wolfwalkers)
Тоже конец 2020-го, но тоже вылетел из моих списков за тот год, поэтому пишу про него сейчас. Сюжет мультфильма рассказывает об ирландской деревеньке, терроризируемой дикими зверями. Охотнику поручено истребить голодных хищников, но, пока он расставляет капканы, его дочь-сорванец узнаёт древний секрет: волки эти не простые, и лучше с ними подружиться, чем убивать. В отличие от большинства американских мультфильмов, эта история не о том, что "надо верить в себя", "стремиться к мечте" и прочее. Может быть, поэтому (да и благодаря уникальной рисовке, напоминающей древнюю кельтскую живопись) проект воспринимается, как глоток свежего воздуха.
Русское.
1) Майор Гром, Олег Трофим
Конечно, это никакая не революция в жанре и не соперник Голливуду. Это всего лишь "наш ответ" Бэтману (и немного Джокеру), в котором сценаристы умело жонглируют всеми составляющими подобных аттракционов и добавляют немного "от себя". Калька вышла отнюдь не такая беззубая, как, например, "Чёрная молния", а вполне бодрая и местами даже смешная. Здесь есть, как минимум, один неожиданный сюжетный поворот, остренькая романтическая линия (обычно это первое, что страдает в подобных историях), хороший саундтрек (две песни Дельфина, мамочки мои!) и куча "примочек", понадёрганных из других фильмов, но не успевающих надоесть. Отдельно отмечу красивейшие вступительные титры под кавер композиции Цоя "Мы ждём перемен".
2) Дорогие товарищи, Андрей Кончаловский
В истории Советского Союза много "чёрных дыр", которые до сих пор не предаются широкой огласке. Но этот фильм работает здесь и сейчас, потому что прошлое слилось с настоящим. То, что раньше закапывали в безымянные могилы или хоронили под грифом "секретно", всё ещё дышит нам в спину. Мы не преодолели этих проблем, мы просто засунули их под ковёр — авось пронесёт! Пусть новое поколение, с их айфонами и тиктоками, выбирает себе нового царя и новые лозунги. А закон джунглей найдёт себе применение даже в масштабе всей страны: сильные доживут свой век ценою миллионных жертв слабых.
Блокбастеры года.
1) Дюна (Dune), Дэни Вильнёв
От версии Дени Вильнёва я не ждала ничего особенного, и, возможно, поэтому она меня приятно удивила, а не разочаровала. Прежде всего, фильм безумно красив, и в данном жанре это просто must have. Режиссёр продумал и общий стиль картины, и вылизал каждый кадр в отдельности. Результат получился непохожим ни на версию Линча, ни на сериал 2000 года. Сама история вышла довольно стройной и логичной благодаря вектору в виде главного героя. Ни в книге, ни в экранизации 2000 года я не почувствовала к нему никакой симпатии, а вот Вильнёв заставил меня вспомнить про Нео и “Матрицу”. Полная рецензия здесь.
2) Лига справедливости Зака Снайдера (Zack Snyder's Justice League), Зак Снайдер
Я далеко не фанат супергеройских фильмов, но Зака Снайдера уважаю. Спустя четыре года после неудачной попытки другого режиссёра снять «Лигу справедливости», Снайдер наконец-то отвоевал своё детище и сделал его таким, каким видел изначально. История, конечно, не особо оригинальна, но зрелище вышло знатное — и аж на четыре часа!
Комедии года.
1) Главный герой (Free Guy), Шон Леви
Отсылки к live-RPG и подмигивания геймерскому сообществу здесь далеко не главное. Скорее, это сочные вишенки на торте крепкой драматургии. Сюжет развивается динамично и последовательно, и в то же время авторы умудряются удивлять. Каждые полчаса происходит либо резкий поворот, либо открытие второго дна, либо разрушение четвёртой стены. Во многом фильм держится на обаянии Райана Рейнольдса, который в очередной раз играет самого себя, но ругать его за это совершенно не хочется. Хочется держать кулачки за его героя, стремиться вместе с ним к заветной цели и получить наконец-таки билет в реальную жизнь.
2) Не смотрите вверх (Don't Look Up), Адам МакКей
Социальная сатира о том, как вели бы себя люди в преддверии конца света. Неоднозначный, но очень любопытный фильм, который я бы рекомендовала всем скептикам без исключения. Некоторых зарубежных критиков возмутило надменно-снисходительное отношение МакКея к политическим структурам и к «простому народу», но для меня эта картина стала чуть ли не символом года. Полная рецензия здесь.
Триллеры года.
1) Тихое место 2 (A Quiet Place: Part II), Джон Красински
Первая часть — это выживальческий триллер чистой воды, сработавший благодаря своему минимализму и «немоте». Продолжение истории — путешествие скорее духовное, хотя услышит и оценит его далеко не каждый. Тут нужно настроиться на определённую частоту и уметь «докручивать» слабые сигналы, потому что минимализм постановки никуда не делся. Больше всего «Тихое место 2» похоже на лучшие серии «Ходячих мертвецов» — такие, где найден тонкий баланс между экшеном и моральной проблемой. Сюжет целенаправленно движется к финалу, в котором «новому поколению» придётся перестать быть детьми и взять в свои руки судьбу целого мира.
2) Гнев человеческий (Wrath of Man), Гай Ричи
Вроде бы просто, но отработано настолько хорошо, что кажется, будто в основе лежит пьеса или книга, а не французский боевик "Le convoyeur". Впечатление подкрепляется и делением на акты, и ёмкими, почти поэтичными названиями этих актов. Картина в целом исполнена в духе минимализма. Здесь нет практически ни одной лишней сцены и ни одного диалога ради красного словца. Это кино с чрезвычайно серьёзной миной, практически без шуток и развлекательных элементов. Здесь гнетущий саундтрек, леденящий душу уровень жестокости и много, много смертей. Прошлогодним "Джентльменам", собравшим неплохую кассу, такое единство формы и содержания даже не снилось. Не покривлю душой, если скажу, что в моём личном рейтинге фильмов Гая Ричи "Гнев человеческий" сейчас прочно занял первое место.
3) Свинья (Pig), Майкл Сарноски
История — несмотря на внешние сходства с «Заложницей», «Джоном Уиком» и «Мэнди» — подана в минималистичном и созерцательном ключе. Здесь так и не наступает того поворотного момента, когда главному герою надоедает быть хорошим мальчиком, и он берётся за ружьё. Режиссёр до самого конца остаётся верен мирным, практически христианским ценностям и приводит персонажей не к мести и разрушению, а к прозрению и примирению. Смотрится это свежее, чем кажется, благодаря эффекту обманутых ожиданий. Полная рецензия здесь.
4) Девушка, подающая надежды (Promising Young Woman), Эмиральд Феннел
Картину сравнивают с «Джокером», с «Убить Билла» и даже с «Олдбоем». Прежде всего, это оригинальная история, настоящий глоток свежего воздуха. Сочетание жёсткого месседжа и конфетно-леденцовой обёртки в «Девушке» — то, что намертво приковывает к экрану и вызывает эффект отвисшей челюсти. Сюжет подкрепляется достойной игрой Кэрри Маллиган, визуальным контрастом двух её личин — девочки-конфетки и жестокой хищницы — и парочкой очень ярких шуток. Для дебютной картины это очень мощное и яркое заявление, которое вряд ли оставит кого-то равнодушным.
5) Прошлой ночью в Сохо (Last Night in Soho), Эдгар Райт
Это история о женщинах и для женщин, и, что удивительно, режиссёр-мужчина здесь ни разу не ударил в грязь лицом и не опустился до стереотипов. В определённом плане «Прошлой ночью в Сохо» — один из самых феминистических (в хорошем смысле слова) фильмов этого года, своеобразный аналог «Девушки, подающей надежды». Прямых обвинений ни в чей адрес не звучит, но, как говорится, имеющий уши — да услышит. В то же время, «Прошлой ночью в Сохо» — это совсем не манифест в защиту женщин, а самый что ни на есть детектив. Даже если вы заранее разгадаете убийцу, то всё равно будете смотреть последние пятнадцать минут с колотящимся сердцем.
Драмы года.
1) Отец (Father), Флориан Зеллер
"Отец" — это поразительно точная и изобретательно снятая иллюстрация того пограничного состояния сознания, когда ты одной ногой в деменции, а второй — в реальности. Энтони Хопкинс играет слабеющего мозгом отца, а Оливия Коулман — его любящую, но и тяготящуюся ситуацией дочь. Поначалу картина успешно притворяется классической линейной историей и оттого может показаться скучной. Но не торопитесь выключать её, ведь всё не так просто. Минут через двадцать начинают появляться всякие странности: люди, которых не должно было быть, ненавязчиво меняющиеся интерьеры и повторяющиеся фразы. Фильм превращается в облегчённую версию "Думаю, как всё закончить", и внимательный зритель подметит не одну любопытную деталь.
2) Аммонит (Ammonite), Фрэнсис Ли
Я думала, что буду ненавидеть этот фильм и сравнивать каждый кадр с "Портретом девушки в огне", вышедшим чуть раньше. У картин действительно много общего: это истории однополой любви, развивающиеся в век "нетерпимости" на фоне холодных морских пейзажей. Но вся соль в том, что снимались они по разные стороны Ла-Манша, и если у французов получилась тонкая эротика, у англичан — грубый и неприглядный, как аммонит, но всё же очень реалистичный рассказ.
3) Земля (Land), Робин Райт
Женщина, потерявшая семью, решает всё бросить и поселиться в избушке посреди гор и диких лесов Вайоминга. Фильм работает, если вы находитесь в похожем депрессивно-медитативном состоянии, и вам нужно просто посмотреть, как плывут облака, как течёт река, как за осенью приходит зима, а за зимой — весна. Он работает, если вы умеете читать смысл не в диалогах, а в паузах между словами. Он работает, если вам не нужно большой интриги или запутанного сюжета, а достаточно самых минимальных художественных средств. Другими словами, это очень простой фильм, в котором не скрывается ничего уникального или удивительного. Фильм, который полностью отражает своё краткое описание. И всё же, в нём есть живая эмоция, есть хорошее исполнение и грамотная режиссура. Конечно же, есть и великолепные пейзажи, своего рода визитная карточка жанра.
4) Кода (CODA), Сиан Хедер
Руби родилась в семье глухонемых. Она — единственная, кто может говорить и слышать. Признаюсь, синопсис этого фильма наталкивает на мысли о крайне сентиментальной и коньюнктурной картине, призывающей зрителей быть добрее к окружающим, в особенности, к людям с различными заболеваниями. На деле же, всё совсем не так. Режиссёр уверенно седлает жанр драмеди, не скатываясь ни в пошлую комедию, ни в слезоточивую драму. Но главная прелесть фильма — это отсутствие ярлыков и шаблонного разделения на «плохих» и «хороших». Полная рецензия здесь.
Надеюсь, список был вам полезен, и вы найдёте, что посмотреть в новогодние каникулы 😉
Читайте также:
Мой киногод 2020