Приближается Новый год, радостный, семейный праздник, полный долгожданных встреч, неожиданных подарков, веселья и любви. Долгих прогулок, катания на коньках, просмотра новогодних фильмов. Чтения книг, заданных на каникулы. Заполнения читательского дневника. И радость померкла...
Сегодня я хотела бы поговорить о "насильственных" действиях, применяемых к ученику и книгам. Читательский дневник, список летнего чтения, задание на каникулы. Нужны ли они? Важны ли? Допустимы ли?
Читательский дневник как форма работы стал известен мне в университете, когда нас заставляли писать их по каждому курсу литературы. Процесс этот был трудоемким и слегка мучительным, вызывающим недоумение. Которое, впрочем, рассеялось на первой же сессии: повторять содержание прочитанного по своему дневнику было значительно легче, чем перелистывать все книги. Все эти тетради у меня сохранились, и сейчас я иногда заглядываю в них, желая посмотреть, как изменилось мое восприятие произведений.
Придя в школу, я постаралась внедрить ведение читательского дневника в свою работу с первым же классом. В 5 классе получалось прекрасно и интересно, в 6 и 7 сложнее, в 8 сошло на нет. Дальше уже не пыталась. Но эту практику я не оставила и ничуть не жалею.
Встречаю в интернете мнение, что все это бессмысленная и никому не нужная писанина, призванная напрячь родителей. К сожалению, часто так и бывает. Сайты с готовыми домашними заданиями ломятся от пересказов, предназначенных именно для дневников. Многие учителя довольствуются этими списанными отрывками, хотя понимают, что ни одной мысли ученика там нет и в помине. Лишь бы было. И превращают этим ведение дневника в фарс.
Так, может, вообще их не вести?
А списки летнего чтения? Дети их получают и не открывают все лето. А кто-то наоборот сидит, мучается и читает из-под палки под гнетом родительского надзора, ненавидит и книжку, и училку, и маму заодно. Может, тогда и на лето задавать не надо?
Мое мнение однозначно: нужно и то, и другое. И ведение читательского дневника, и чтение книг вне уроков литературы приносит пользу, но только в одном случае. Если делается ДОБРОВОЛЬНО. Возможно ли это? Безусловно! Дети любознательны и с удовольствием делают то, что им интересно. Задача учителя (и родителя) - вызвать первичный интерес и предоставить возможности.
Знаете, в чем проблема? Наша система образования построена на постоянной борьбе с отстающими: чтобы не было двоек. Но кто подумает о тех, кто впереди?
Расскажу о себе. В школе я была отличницей и старостой. Класс наш не самый сильный, и я в нём сияла, как звёздочка (это слова классного руководителя). Но ничего особенного со мной не делали, не старались развить способности и поддержать интерес. Мне очень хотелось поговорить о книгах, которые читала дома, но это не с кем и негде было делать, и я писала свои отзывы в тетради по литературе (без спроса, просто так), а учительница читала (надеюсь!) и ставила оценку. Я очень любила читать, но не знала что. Поэтому учебник прочитывала в первые недели учебного года, а дальше перечитывала то, что уже знала. Кое-что мне советовали в библиотеке, но как же мало! Я сейчас смотрю и ужасаюсь: сколько же чудесных книг прошло мимо в детстве просто потому, что я о них не знала! Я росла в обычной рабочей семье. Кое-что советовали родители. Но они читали мало, поэтому и книг в нашем доме было чуть-чуть. А в списках на лето стояли те же произведения, что потом встретятся на уроках, и немножко дополнительных. Нечего читать! Это сейчас есть интернет, всевозможные форумы, беседы, обсуждения книг (да тот же Дзен!). А тогда надежда была только на учителя и библиотекаря. Мне не повезло.
Поэтому сейчас, составляя список на лето, я думаю о тех, кто любит чтение, ищет новое, но не имеет руководителя, и включаю в него крупные произведения, которые потом будут изучаться на уроках (это для слабеньких, чтобы могли прочитать медленно, в своем темпе), и огромный список дополнительной литературы, где есть и классики, и зарубежные авторы, и современные произведения. Мотивированный, любящий чтение ребенок может выбрать по душе. Потом опишет свои впечатления в читательском дневнике, и ему не придется, как мне когда-то, судорожно искать, с кем бы поделиться мыслями. А потом, через годы, этот дневник станет настоящим сокровищем, свидетелем детских открытий и памятью о детстве.
Друзья, а вы, мамы, бабушки и дедушки, как относитесь к читательским дневникам и спискам на лето? Помогаете заполнять? Ненавидите? А может, вы и сами делаете заметки о прочитанном? Я - да. Канал и есть мой читательский дневник!
Спасибо, что прочитали!