В 1912 году в арктические широты одна за другой отправилось сразу три полярных экспедиции – геолога Русанова на Шпицберген, старшего лейтенанта Адмиралтейства Седова на Северный полюс и лейтенанта Брусилова в Тихий океан через Северный морской путь. Все три экспедиции закончились трагично. "Геркулес" Русанова пропал бесследно, "Св. Фока" Седова чудом вернулся спустя два года после отплытия без капитана, погибшего на Земле Франца-Иосифа (об этом я писал в этой статье). А из экипажа "Святой Анны" живыми вернулось всего два человека. Один из них – штурман Альбанов впоследствии опубликовал свой дневник, из которого мы и можем узнать как проходила полярная экспедиция Брусилова.
Сборы и отплытие
Экспедиция в Арктику была организована лейтенантом Георгием Брусиловым в частном порядке. То есть у государства денег он не просил, но при этом целью экспедиции ставил прославление императорского дома Романовых, трехсотлетие которого должно было наступить в 1913 году. Планом предполагалось, что экспедиция пройдет в Тихий океан по Северному морскому пути под российским флагом и после зимовки вернется обратно.
Деньги на организацию Брусилов собирал среди своих далеко не бедных родственников, организовав акционерное общество. Это означало, что затраты на экспедицию должны были отбиться, и по обещаниям Брусилова, многократно. Во время всего плавания предполагалось активно промышлять пушного зверя и привезти домой из плавания большой багаж ценного меха.
Средства на покупку корабля выделила Анна Николаевна Брусилова, жена богатого московского землевладельца, дяди Георгия Брусилова. Паровая шхуна "Бленкатра" была приобретена в Великобритании за 90 тыс. рублей и в честь основного инвестора экспедиции была переименована в "Святую Анну". В путь она отправилась 28 июля 1912 года из Санкт-Петербурга. Первоначально "Св. Анна" взяла курс на Александровск-на-Мурмане (ныне город Полярный Мурманской области), там на борт должна была сесть часть команды – судовой врач, второй штурман, помощник капитана и несколько матросов. Однако никто из них на судно не явился и за считанные дни до начала экспедиции команда оказалась недоукомплектованной.
Единственным штурманом остался Валерий Альбанов, имевший небольшой опыт лоцмейстерского плавания, а на роль судового врача попросилась Ерминия Жданко, племянница начальника главного гидрографического управления флота, которая находилась на судне в качестве полярного туриста. Она должна была сойти в Александровске, но уговорив Брусилова, отправилась с ними в составе экспедиции. В окончательном экипаже из 24 человек было всего 7 профессиональных моряков, включая капитана и штурмана. 10 сентября 1912 года шхуна вышла из Александровска-на-Муроме и взяла курс на восток.
Две зимы
Но уже в октябре, на середине из Карского моря, у берегов Ямала, "Св. Анна" оказалась зажата льдами и вместо продвижения на восток начался вынужденный дрейф на север – в сторону Земли Франца-Иосифа и Северного полюса. По иронии судьбы именно сюда рвался Георгий Седов на своем "Святом Фоке", а Брусилов дрейфовал в этом направлении сам того не желая и не в силах ничего предпринять.
К лету 1913 году "Святую Анну" вынесло к северу от Новой Земли. Использовать короткое полярное лето для того, чтобы вырваться из ледового плена не получилось – шхуна по-прежнему оставалась зажата арктическим льдом. Попытки пропилить в ледяном поле канал до ближайшей открытой воды тоже не увенчались успехом и команде пришлось готовиться ко второй зимовке.
В это время Брусилов очень сильно простудился. И пока его выхаживала Ерминия Жданко, руководство экспедицией взял на себя Валериан Альбанов. А потом капитан выздоровел и на корабле возникла угроза двоевластия.
Раскол
Кроме того, что Альбанов был отстранен от руководства, он еще был и не согласен с твердым намерением капитана продолжить экспедицию. Две зимовки, по мнению Альбанова, было уже слишком. На то, что к лету 1914 года шхуна может освободиться от полярных льдов, не было никаких шансов. А третью подряд зиму на не перенес бы ни корабль, ни экипаж. Брусилов же твердо стоял на своем, продолжение экспедиции было для него делом чести.
Конфликт нарастал, и в апреле 1914 года штурман Альбанов решает покинуть корабль и пробовать пешком добраться до Большой земли, чтобы попросить о помощи. С ним отправилось 12 человек команды.
Пешком по льдам
Главная трудность пешей экспедиции Альбанова заключалась в том, что для ее проведения на "Святой Анне" не было ни необходимого снаряжения, ни нужных карт. Байдарки и сани сделали из подручного материала, а в качестве карты Альбанов использовал книгу Нансена, которая оказалась в судовой библиотеке, с нарисованной картой Земли Франца-Иосифа в качестве иллюстрации. По ней он решил двигаться к мысу Флора, где, как он знал, оставались постройки экспедиции Джексона, и где были запасы продовольствия.
Путь до архипелага занял два с половиной месяца и когда группа добралась до берегов и увидела открытую воду, выяснилось, что байдарок на всех не хватит. Группа разделилась – одна партия пошла на лыжах по берегу, а вторая, в которой был сам Альбанов, на байдарках по воде вдоль береговой линии. Местом встречи был назначен мыс Грант. Но в назначенное время пешая группа к мысу не вышла, а из двух байдарок, одну унесло в море вместе с двумя матросами и она так и не смогла вернуться обратно. Получилось так, что до базы Джексона смогли добраться только два человека – штурман Альбанов и матрос Конрад.
В июле 1914 года двоих выживших со шхуны "Святой Анны" подобрал "Святой Фока" – корабль экспедиции Седова. Сам Седов погиб в отчаянной попытке добраться до Северного полюса. А его корабль, изрядно потрепанный, пытался вернуться назад уже без своего командира.
Корабль–призрак
Судьба же "Святой Анны" до сих пор неизвестна. Без сомнения она продолжила свой дрейф, только что потом стало с экипажем и кораблем, и по сей день окутано мраком. В 1914 году ее искали, была снаряжена специальная поисковая экспедиция, но никаких следов шхуны не нашли. Историки предполагают, что команда погибла от голода или цинги, а само судно вынесло дрейфующими льдами в район Шпицбергена, но куда оно делось потом – неизвестно.
В 1930 годы поиски "Святой Анны" возобновили. Толчком к ним послужил рассказ полярного летчика по фамилии Аккуратов. Он рассказал, что на самом северном острове Земли Франца-Иосифа – острове Рудольфа, он видел в разрывах тумана очертания вмерзшего в лед судна. Но последующие полеты к этому месту результатов не дали. Да и обнаружить что-либо с самолета в тех местах достаточно сложно – в воздухе плотно и прочно стоит арктический туман.
Что дала науке трагично закончившаяся полярная экспедиция Георгия Брусилова? С научной точки зрения немного. Спасенный Альбановым судовой журнал и результаты исследований, проведенных во время вынужденного дрейфа, рассказали ученым о северо-западной части Карского моря, где до этого не ходило ни одно судно. А догадки штурмана во время его пешего перехода по дрейфующим льдам открыли постоянное Восточно-Шпицбергенское течение, которое по совести, нужно было назвать именем Альбанова.
Уже в XXI веке были предприняты 2 попытки поиска экспедиции Брусилова. В ходе одной из них на Земле Франца-Иосифа были обнаружены вещи и останки предположительно принадлежащие пропавшей береговой группе из отряда штурмана Альбанова. Следы самой шхуны обнаружены не были. Северо-западная оконечность архипелага, в район которой предположительно дрейфовал корабль Брусилова, и по сей день является самым труднодоступным и малоизученным участком Арктики. Так что возможно разгадка трагичной гибели экспедиции Георгия Брусилова еще впереди.
(При написании статьи была использована информация с сайтов: ru.diawikipe.org; stoneforest.ru; rg.ru; iz.ru)