Бывшему президенту Киргизии Аскару Акаеву предъявлено новое обвинение по делу о месторождении Кумтор. Оно касается эпизодов заключения генерального соглашения с компанией Cameco в 1992 году и реструктуризации проекта «Кумтор» в 2003-м. Крупнейший золотой рудник Кумтор, который разрабатывают канадцы, – главный источник валютных поступлений в бюджет страны. Всю историю его разработки сопровождали громкие скандалы, стоившие карьеры многим политикам. Попытки нынешних властей Киргизии найти новые рынки сбыта драгоценного металла могут привести к очередным «золотым» конфликтам.
Золото обеспечивает более 20 процентов национального ВВП Киргизии, половина – вклад Кумтора. После распада СССР рудник достался канадской золотодобывающей компании Cameco Corporation, которая получила права на него без какого-либо конкурса. При этом законы Киргизии на её деятельность фактически не распространялись. В 2009-м Cameco продала все свои акции канадской Centerra Gold Inc., мажоритарным акционером которой стала Киргизия, но эту сделку последующие власти объявили коррупционной – речь шла о незаконном присвоении и передаче рудника в руки международного капитала.
Этим летом было объявлено, что по делу о Кумторе проходят два бывших президента – Аскар Акаев и Курманбек Бакиев. Устанавливается возможная причастность к заключению невыгодных для государства контрактов ещё двух бывших лидеров – Алмазбека Атамбаева и Сооронбая Жээнбекова. Сам рудник был национализирован в связи с «безответственными действиями» Centerra Gold Inc., которую обвинили в грубых нарушениях экологических норм и оштрафовали.
Национализации во время своей кампании требовал избранный президент Киргизии Садыр Жапаров. Следуя амплуа политика-националиста, он последовательно выступал за возврат Кумтора государству: ещё в 2012-м организовали многотысячный митинг в Бишкеке против канадских хозяев рудника, за что даже попал в тюрьму. Придя к власти, Жапаров исполнил давнее обещание, что помогло ему выиграть не только президентские выборы в январе, но и парламентские в октябре.
И вот новая информационная бомба: телеграм-канал «Салам Кыргызстан» со ссылкой на местные соцсети пишет, что «турки вывозят из Киргизии золото частными самолётами». Это можно было бы принять за чьи-то фантазии, если бы власти Киргизии действительно не вели поиск новых рынков сбыта золота.
В сентябре Лондонская ассоциация рынка драгоценных металлов (LBMA) временно исключила «Кыргызалтын» (собственник акций Кумтора) из списка надёжных поставщиков. Решение стало знаком поддержки Великобританией Канады, которая заявляла о незаконности отчуждения акций рудника и подала международный судебный иск. В результате объёмы продаж уменьшились больше чем в три раза. Фактически стране был закрыт доступ к международным рынкам сбыта.
Проблемы с продажей золота стали для Киргизии реальной угрозой – эксперты тогда заговорили о неминуемом дефолте, который мог произойти накануне осенних выборов.
Ведь до недавнего времени главным инвестором для экономики страны была Канада (вложила более 21 млрд долларов за 15 лет).
«Кыргызалтын» больше не мог продавать золото по цене Лондонской биржи и, по-видимому, вёл поиск серых схем реализации драгоценного металла посредникам по заниженной цене. Очевидно, таким посредником и выступила Турция. В начале июня Садыр Жапаров летал в Турцию, в Киргизии тогда пошли слухи: поехал за деньгами. На совместной пресс-конференции турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган радостно заверял в намерении оказывать Киргизии максимальную поддержку, а вот Жапаров, как заметили наблюдатели, был почему-то невесел. Может, дело в том, что от безысходности его заставили принять какие-то тяжёлые условия? По результатам поездки стало известно, что Киргизия пригласила Турцию на льготных условиях в аэропорт Манас. Но едва ли это все достигнутые договорённости.
Иного выхода, кроме как продавать золото даже себе в убыток, у государства нет. Жапаров заявил о том, что продовольствия в госрезерве Киргизии хватит на 90 дней, после чего власти не смогут контролировать цены на товары первой необходимости, включая хлеб. Для страны, в которой, по оценкам Всемирного банка, 35 процентов населения относятся к бедным и малоимущим, это чревато массовыми протестами. А протесты в Киргизии, пережившей уже три революции за 20 лет, – всегда опасность.
Стоит акцентировать внимание на том факте, что Эрдоган, вероятно, стал выгодоприобретателем от решения именно британцев, протеже которых он является. Не секрет, что за всеми действиями Турции в Закавказье и Центральной Азии стоит Лондон – это своего рода «Большая игра 2.0». Для Эрдогана же важно не столько золото, сколько возможность влиять на страны региона, вытесняя оттуда Россию, что соответствует интересам коллективного Запада. К тому же благодаря серым схемам киргизское золото не достанется России и Китаю, которые активно занимаются накоплением золотовалютных резервов. Впоследствии Бишкек могут вынудить и вовсе отдать рудник той же Анкаре – в качестве единственного способа спасения.
История с продажей золота за бесценок для Жапарова может закончиться так же, как и для его предшественников. Не зря в Киргизии говорят, что всякая власть неминуемо спотыкается о Кумтор.
https://octagon.media/mir/kirgizii_predlozheno_obmenyat_zoloto_na_xleb.html