16+
В пространстве Провиантских складов Музея Москвы идет спектакль со скромным названием «Двое». Его автор — обладатель премии «Золотая маска» Дмитрий Крымов.
Спектакль рассказывает о встрече советского актера Соломона Михоэлса и великого Чарли Чаплина, организованной Иосифом Сталиным для привлечения западных средств на военные нужды страны.
Но после поклонов зрители не спешат покидать зал и задерживаются, чтобы обсудить увиденное. «Двое» — постановка на грани всех возможных жанров, фантазии и реальности, правды и вымысла, красоты и уродства.
Попробуем разобраться, почему спектакль так поразил московскую публику и из чего он состоит.
Что легло в основу спектакля «Двое»?
Соломон Михоэлс действительно ездил в составе делегации советских евреев в США и даже сфотографировался с Чаплиным, но нет никакой информации о том, общались ли актеры.
Для вдохновения Дмитрию Крымову оказалось достаточно одного факта встречи, исторического контекста у спектакля нет.
Кого Дмитрий Крымов пригласил воплотить свою фантазию о неслучившейся встрече?
Соломона Михоэлса в разных составах (или, как говорят в театре «играют в очередь») Максим Виторган и Александр Феклистов. На роль Чарли Чаплина Дмитрий Крымов выбрал заслуженную артистку России Розу Хайруллину. Удивляться тому, что мужскую роль играет женщина не нужно — актриса добавляет образу Чаплина необходимой мягкости и трогательности.
Кроме живых актеров на сцене присутствуют два альтер-эго героев — огромные куклы, управляемые десятью артистами театра Образцова.
Роль отрицательного персонажа, отвратительного и изуродованного Сталина, режиссер отдал молодому актеру Александру Кубанину. Его Сталин вездесущ, глуп, зол и жаден, но при этом пишет лирические стихи и читает их своему секретарю. Все в этом спектакле дуально, противоположно и несовместимо. Кроме душ главных героев.
К слову, стихотворение, которое звучит в спектакле, действительно принадлежит Сталину.
О чем получился спектакль?
Дмитрий Крымов препарирует самые болезненные темы для творческих людей — невостребованность, не те роли, которые хотелось бы сыграть, постоянное одиночество и обостренную реакцию на происходящие вокруг события.
В одном из интервью Максим Виторган так описал сюжет: «На мой взгляд, это история про вечное... Про два скрывающихся одиночества. Два гиганта в своем виде искусства, живущие разной жизнью Чаплин и Михоэлс, — по сути очень похожи. Они оба беженцы — один постоянный, другой временный, у обоих так или иначе прошла если не вся жизнь, то ее огромная и значимая часть, но при этом осталось детское желание поиграть. А поиграть не с кем, потому что вокруг все взрослые…».
Чаплин здесь — комик, который хочет сыграть Лира, готовый воплотить любую драматическую роль, но не имеющий возможности это сделать. К сороковым годам двадцатого столетия американское правительство подозревало Чаплина в симпатии коммунистам, поэтому карьера стареющего актера пошла на спад. К тому же в мире, который привык знать Чаплина-комика, просто не осталось места для другого высказывания.
Михоэлс — блестящий трагик, который не смог сыграть ни одной по-настоящему важной роли из-за отношения к нему советских властей, специфике кинематографа тех лет и из-за своего еврейского происхождения.
На несколько минут они оказываются вместе в нью-йоркской квартире Чаплина и понимают, что им так много хочется сказать друг другу, так много сделать вместе… Увы, сразу становится понятно, что все их разговоры — только мечты: они никогда не сыграют в одном фильме и никогда больше не встретятся.
В некоторых сценах, когда у персонажей уже не остается слов, чтобы выразить свои чувства, за них говорят огромные куклы. Молчаливый диалог становится одной из ключевых сцен в спектакле.
Михоэлс получит на нужды советского вооружения 33 миллиона долларов, но в 1948 году будет убит по личному поручению Сталина. Чаплин окончит свою жизнь в статусе легенды и никогда не сыграет драматической роли.
В мире, где правит ненависть, красота мимолетна, а счастье и творчество — невозможны.
Об этом размышляет спектакль «Двое».
Зачем?
Чтобы мы не позволили ненависти победить еще раз.
Как выбрать лучшие места в зале
Зал для спектакля специально выстроен в пространстве складов Москвы и фактически угол обзора сцены намного больше, чем в обычном театре.
При выборе мест не ориентируйтесь на расположенную слева комнату Чаплина — она не является существенной частью сюжета и в ней не будет происходить ничего интересного.
Выбирайте последние ряды в том случае, если у вас хорошее зрение — в спектакле есть очень важные титры, которые помогут лучше прочувствовать сюжет.
Спектакль в равной степени хорошо воспринимается и с боковых, и с центральных мест.
Листайте дальше, чтобы попасть на сайт спектакля и выбрать свои места на ближайшие даты.