Является общеизвестным фактом, что на иконах можно изображать не абы кого, а лишь причисленных Церковью к лику святых, число которых в настоящее время, пожалуй, уже с трудом поддаётся подсчёту. Несвятые тоже могут быть изображены на иконах, но лишь при одном условии - когда нет сомнений в их благочестивости. Так уж сложилось, что практика канонизации имеет один проторенный путь: перво-наперво человека превозносил сам народ (как это было, например, с Александром Невским или Дмитрием Донским), а уж через какое-то время церковь была вынуждена де-юре оформить сей факт.
Время от времени православное общество взрывают проявления откровенного церковного самоуправства и экстремизма, когда миру являют иконы, не обладающие всеми атрибутами святого образа, словно стремясь вызвать раскол в рядах верующих. Тем более, если речь идёт об изображённых на них неоднозначных (мягко говоря) персоналиях. Огромный резонанс в последнее время в православном мире вызвало появление двух таких, объединённых изображением на них образа вождя народов - «Блаженная Матрона благословляет Иосифа Сталина» и «Богоматерь Державная».
Само по себе изображение на иконе образа Сталина, как свидетельство его святости, представляется кощунством и надругательством не только над памятью мучеников, погибших в сталинских лагерях (включая духовенство, которое было истреблено чуть ли не под корень), но и над православием и здравым смыслом.
Сталинизм - это не что иное, как поклонение идолу, кто не есть Бог (вспомните о культе личности!). «Дорогой и любимый товарищ Сталин» - разве не усматривается в этом откровенное идолопоклонство? Вдумайтесь только: его прославляют теми же словами, которыми Церковь прославляет Христа! Но православная Церковь не признаёт одновременное поклонение двум богам! Вспомним вторую заповедь Моисея: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им». Тем более, если в качестве одного из них выступает воинственно атеистическая идеология большевиков.
Подобные попытки таким вот необычным способом возвести Сталина в ранг святого понятны: определённой части нашего общества необходима сильная яркая личность, которую можно идеализировать на контрасте с нынешними временами и прочими правителями. Ведь действительно, сегодня уже трудно разобраться во многих вещах, которые при нём имели место. Но зато было главное и очевидное, чего никогда не отнимешь – Победа!
В основе появления первой иконы (по утверждению инициатора создания) лежит имеющая хождение в народе легенда о благословении святой Матроной посетившего её Сталина в критический период битвы за Москву. Так как это всего лишь ничем и никем не подтверждённая легенда, основанная на рассказах каких-то бабушек, можно сделать однозначный вывод о неправомочности самого изображения, базирующегося на банальном мифе. Сам факт того, что блаженная была гонимой властями, исключал визит к ней Сталина.
К тому же, эта спорная «икона» имеет статус неофициальной: одобрения от высшего руководства РПЦ она не получала и никогда не получит. А посему после многочисленных скандалов и официальных заявлений инициатор под давлением общественности предпочёл её убрать подальше от людских глаз.
Вторая скандальная икона «Богоматерь Державная» с изображением Сталина и его маршалов на фоне возвышающейся над ними Богоматери с младенцем в сонме ангелов появилась и «ушла в народ» с подачи писателя-сталиниста А.Проханова. По сути, её даже нельзя отнести к иконам, поскольку никто из изображённых на ней не причислен РПЦ к лику святых, а некоторые так вообще были откровенными гонителями Церкви. Более всего она отвечает требованиям парсуны - жанра портретного искусства, основанного на соблюдении иконописных техник и технологий. В своё время такие портреты иконописцы писали для царей и князей, дабы донести их облик до потомков.
Тем не менее, эта так называемая икона, не признанная РПЦ, была освящена в одном из монастырей. Как утверждают, по причине некомпетентности и духовной нерассудительности одного из священнослужителей.
Да, сейчас есть некоторые служители церкви, которые пытаются привить людям этакий православный сталинизм, но священноначалие Русской Православной Церкви неоднократно подчеркивало, что канонизация гонителя Церкви и организатора кровавых массовых репрессий невозможна и сама эта идея абсурдна.
А помощь Божия во время войны, если она и была, то явно не благодаря Сталину, а вследствие неустанных молитв простых советских людей…
Читайте мои предыдущие публикации на канале:
Как деревенский паренёк готовил себя к армейской службе
Как я ходил в «партизаны» и едва не был втянут в странную войну
Незавидная судьба девчонок послевоенной поры
Теряем близких - теряем погребальные традиции…
Первый парень на деревне: каким он был в 60 - 70-ые?
Пишем историю российской деревни… Зачем?
Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал и рекомендуйте его своим друзьям! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях (буду блокировать)!