В Евангелии от Матфея есть притча о брачном пире. В конце читаем про неловкий момент, когда уже все за столом, оказывается у одного нет "брачной одежды". Царь велит его связать и бросить в ад.
А ведь мы так не хотим. Что это за брачная одежда? Где её взять, чтобы остаться в Божьем Царстве?
Напомню эту притчу:
Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши тò, пошли, кто на поле своё, а кто на торговлю свою; Прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; Итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; Ибо много званых, а мало избранных.
Подарок царя
Может быть этот человек должен был купить дорогое платье и прийти в нём на пир? Но ведь ангелы собрали с дорог всех, кого нашли. Там были и нищие. Странно было бы сначала пригласить бедняка, а потом требовать с него богатую одежду.
Секрет в том, что на Востоке было принято выдавать одежду гостям при входе. Традиция логичная. Если ты богат и пригласил гостей не чтобы собрать с них конвертики с деньгами, а чтобы получился красивый праздник, то нужно, во-первых организовать омовение гостей, а во-вторых выдать им праздничную одежду.
То есть при входе его умыли и протянули ему красивое "платье". Но он отказался. И ведь царь у него спросит, почему так вышло. И он будет молчать. Значит, у него даже нет никаких оправданий.
Что же это за одежда
Святые отцы толкуют по-разному.
1. Некоторые считали, что это таинство крещения или вера в Бога.
2. С ними спорит Свт. Григорий Двоеслов: «кто же вошел туда без крещения и без веры? Человек, еще не поверивший, находится вне пира.» И считает, что это любовь.
3. Свт. Григорий Палама утверждает, что это добродетель.
4. Прп. Исаак Сирин утверждает, что это чистота души, не осквернённая страстными движениями.
5. Блж. Иероним Стридонский пишет, что это «заповеди Божий, а также и дела, исполняемые согласно закону и Евангелию и составляющие одеяние нового человека.»
6. Блж. Феофилакт Болгарский одеждами называет милосердие, благость и братолюбии.
7. Замечательно про эти одежды говорит апостол Павел: «Итак облекитесь»... «в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение»... «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3:12–14).
8. «Под брачной одеждой понимай благодать Святаго Духа. Кто не удостоился облечься в нее, тот не может быть участником небесного брака и духовной вечери» - пишет прп. Макарий Великий. О любви.
То есть брачной одеждой является чистая непорочная жизнь, проводимая в любви к Богу и людям, жизнь, наполненная добрыми делами. А если мы жизнь нашу испачкали грехами, то сразу нужно её очистить в таинстве покаяния. И приступить к Трапезе Любви - Святому Причащению.
иерей Владимир Панарин